Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право. Общая.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
3.44 Mб
Скачать

2. Вина в совершении преступления и ее формы

Под виной понимается предусмотренное уголовным законом психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям, выражающее отрицательное (антисоциальное) отношение к охраняемым интересам.

Можно сказать, что вина выступает обоснованием уголовной ответственности в философском плане. Диалектический материализм признает детерминированность поведения человека воздействием внешних (включая, социальные) факторов, отсутствие полной “свободы воли”. В то же время, детерминация не исключает возможности выбора поведения человека в конкретной ситуации (причиной поведения остается внутренний побудительный фактор).

Вина выступает психическим отношением не просто к фактической природе деяния и его взаимодействию с элементами материального мира. В ней выражается отношение к социальной природе деяния, т.е. оно является антисоциальным, пренебрежительным по отношению к определенным общественным ценностям (не может быть вины в отношении общественно полезных или нейтральных действий). В этом и выражается сущность вины. Иногда в содержание вины входят и социально нейтральные (или даже позитивные) моменты, но не они являются определяющими. Уголовно-правовое значение имеет отношение лица к реальной социальной характеристике деяния; сознание им социальной опасности деяния говорит о, по крайней мере, предположительном сознании его противоправности.

Вина является общеправовой категорией, условием ответственности за любые виды правонарушений. О вине и ее формах упоминается, в частности, в ст.ст.1.5, 2.2 КоАП РФ, ст.ст.106, 110 НК РФ, ст.ст.401, 1064 ГК РФ.

В ч.1 ст.24 УК РФ говорится о вине как о совершении деяния умышленно или по неосторожности. Но вряд ли можно говорить как о виновном о деянии, совершенном по неосторожности, если преступным оно является только при наличии умысла, а также при наличии специального мотива или цели, если у лица такой мотив (цель) отсутствовал. О вине следует говорить как о единой содержательной характеристике психического отношения субъекта к объективным признакам и их социальной оценке, сложном психическом процессе. В содержание вины входят следующие стороны психической жизни: 1) психическое отношение (избирательные, активные положительные или отрицательные связи человека с действительностью); 2) психический процесс (последовательное развертывающееся во времени изменение психической деятельности); 3) психическое состояние (общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс); 4) психические свойства личности.

Следует отличать вину как признак преступления от виновности в совершении преступления (процессуальный аспект), под которой понимается обоснованность обвинения лица в совершении преступления, наличие именно в его поведении признаков преступления и доказанность этого обстоятельства. Смешение названных понятий приводит к отождествлению вины с основанием уголовной ответственности.

Из содержательного понимания вины вытекает допустимость использования категории “степень вины”, под которой понимается уголовно-правовая оценка всех субъективных моментов конкретного преступления, которая в основном учитывается для индивидуализации наказания. Данная категория выражает меру искажения ценностных ориентаций виновного (с количественной стороны). Исходя из степени вины, в частности, производится деление неосторожности на простую и грубую.

В то же время, наибольшее значение в уголовном праве имеет дифференциация вины на формы и виды. Дифференциация производится по качественным характеристикам ряда содержательных компонентов психологического акта – интеллектуального и волевого моментов (хотя и не учитывает всего богатства содержания психического отношения). Формы вины и их виды представляют собой определенные модели психического отношения к деянию.

В науке уголовного права нет общего мнения, что является основным критерием для разграничения именно двух форм вины – интеллектуальный или волевой моменты. По мнению одних ученых (П.С. Дагель) наиболее важно, что при неосторожности (в отличие от умысла) виновный не сознает общественной опасности деяния, по мнению других (А.И. Рарог) – что при неосторожности имеется отрицательное отношение к содеянному.

Выделяются две формы вины – умысел и неосторожность. Неосторожность, в свою очередь, делится на небрежность и легкомыслие (есть достаточно обоснованные предложения выделить и такой вид неосторожности как волевая небрежность). Умысел делится на косвенный и прямой. В качестве особого вида умысла можно выделить умысел, осложненный дополнительным элементом (мотивом или целью).

Определения форм вины вынесены в Общую часть УК РФ. В Особенной части УК РФ формы вины могут указываться следующим образом:

1) Неосторожность должна быть обязательно прямо названа в соответствующей норме УК РФ. Часть 2 ст.24 УК РФ (в ред. ФЗ от 25.06.1998 N 92-ФЗ) содержит маловразумительное правило, согласно которому деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Целый ряд обстоятельств диктует требование, чтобы в одной норме УК РФ содержалось либо умышленное, либо неосторожное преступление (хотя бы то, что категоризация преступлений в ст.15 УК РФ зависит от формы вины и в противном случае один состав преступления может быть отнесен к разным категориям).

2) Умысел может как прямо указываться в норме Особенной части УК РФ (что обычно делается в отношении тех деяний, которые являются преступлениями и при совершении их по неосторожности), так и подразумеваться, когда форма вины не названа.

Деление вины на формы основывается на выделении следующих вариантов интеллектуального и волевого отношения к объективной стороне:

1) Интеллектуальный момент:

- достоверное (истинное) отражение обстоятельств (“заведомость”, “предвидение неизбежности последствий”);

- предположительное (вероятное) сознание обстоятельств (“предвидение возможности наступления последствий”);

- ошибочное сознание обстоятельств;

- отсутствие отражения обстоятельств при наличии возможности их отражения, т.к. в этом случае нельзя говорить о полном отсутствии психического отношения;

2) Волевой момент:

- желание наличия определенных обстоятельств (направленность на них);

- понимание необходимости волевого акта (допущение, нейтральное отношение);

- отрицательное отношение к обстоятельствам;

- отсутствие волевого отношения в виду неосознания тех или иных обстоятельств.

Деление вины на формы является внутренним разграничением вины. С внешней стороны вину в совершении преступления следует отграничивать от неосознанно или неволевого поведения, случая или казуса (невиновного причинения вреда), “голого умысла”, не нашедшего выражения в поведении человека.

Вина, как и прочие субъективные признаки преступления, весьма сложно доказуема на практике, т.к. необходимо “проникнуть в чужие мысли и намерения”, познать не чисто внешнюю реальность. Доказывание субъективных признаков производится на основе личных показаний лица, на основе косвенных доказательств, на основе типичного представления о внешних проявлениях психической деятельности (с учетом личностных характеристик лица), т.е. речь идет об опосредованном познании, причем в условиях отсутствия между поведением и сознанием однозначного соотношения. Так, в п.3 ППВС РФ от 27.01.1999 № 1 указывается, что при решении вопроса о направленности умысла виновного, посягавшего на жизнь или здоровье потерпевшего, следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения. В п.13 ППВС РФ от 15.06.2006 № 14 говорится, что об умысле на сбыт наркотических средств могут свидетельствовать наличие соответствующей договоренности с потребителями, приобретение, изготовление, переработка указанных средств или веществ лицом, самим их не употребляющим, значительное количество, размещение в удобной для сбыта расфасовке и т.д. При решении вопроса о субъективных признаках деяния учитываются также обстоятельства, характеризующие личность виновного, его высказывания, относящиеся к субъективной стороне и т.п.