Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право. Общая.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
3.44 Mб
Скачать

2. Общественно опасное деяние и его формы

Деяние является главным (базовым) признаком преступления, т.к. именно его используют в качестве родового понятия в определении преступления (ч.1 ст.14 УК РФ). Под общественно опасным деянием понимается внешнее проявление воли человека, выраженное в телодвижениях или в воздержании от них. Общественно опасное деяние можно рассматривать на физическом, психическом, социальном и правовом уровнях.

В качестве обобщенного понятия для описания основного признака объективной стороны преступления может использоваться термин “поведение”, т.к. преступное деяние не обязательно выражается в единичном акте, а может проявляться на всех уровнях поведения.

Существуют две формы общественно опасного деяния – действие и бездействие. Действие, в свою очередь, может проявляться на нескольких уровнях: единичное телодвижение; операция (комплекс телодвижений, направленных на решение определенной задачи); деятельность (совокупность (система) действий и операций, осуществляемых в течение длительного времени).

Признаки общественно опасного действия:

1) Физическое телодвижение (или их совокупность), т.е. определенное перемещение в пространстве частей тела человека с целью воздействия на иные объекты (путем передачи энергии или информации). Телодвижения оказывают на иные предметы (явления, процессы) физическое, химическое, биологическое, психическое или иное воздействие.

Телодвижение может сопровождаться использованием (“запуском”) человеком каких-либо средств, механизмов, природных и иных сил, явлений, закономерностей, а также поведения других людей (особенно при посредственном причинении). В литературе нет единства мнения, когда прекращается деяние: с момента прекращения телодвижения или с момента прекращения действия соответствующих сил, запущенных человеком. Второй вариант больше подходит для формальных составов преступления и в тех случаях, когда лицо сохраняет контроль за действием внешних сил; при совершении преступления с материальным составом, если человек утратил контроль за действием внешних сил, их дальнейшее действие правильнее рассматривать не в качестве деяния, а в качестве развития причинной связи.

2) Общественная опасность деяния, т.е. поведение объективно является вредоносным для охраняемых законом общественных отношений (причиняет вред или создает угрозу причинения им вреда). Деяние должно обладать причиняющей способностью, т.е. способностью к передаче энергии или информации либо к осуществлению изменений в социальных связях.

Общественная опасность преступления не тождественна общественной опасности деяния, т.к. первая (ее характер и степень) зависит и от многих других признаков (элементов) состава преступления (М.И. Ковалев).

3) Осознанность действия, т.е. сам факт совершения действия и его фактический характер (характер телодвижений и их влияние на другие объекты) сознаются лицом, понятны ему в момент совершения деяния.

Данный признак отделяет действие от рефлекторного, инстинктивного телодвижения, которое не сознается человеком. Рефлексы (инстинкты) не могут претендовать на роль человеческого поведения, а потому в них всегда отсутствует объективная сторона преступления. С другой стороны, вывод об осознанности действия не предопределяет вопроса о наличии вины в поведении лица, поскольку последняя подразумевает необходимость определенного психического отношения к содеянному.

4) Волевой характер действия, т.е. лицо само выражает намерение совершить действие (поведение соответствует воле лица, контролировалось его психикой, не являлось вынужденным). В преступлениях, совершенных по неосторожности, при наличии психических аномалий, аффекта, воля хотя и несколько ограничена, но в любом случае присутствует.

Данный признак отделяет действие от телодвижений, совершенных под влиянием непреодолимой силы (в том числе непреодолимого физического или психического принуждения). Непреодолимая сила характеризуется обстановкой, в условиях которой на волю лица воздействуют какие-то внешние факторы (другие люди, природные и техногенные силы), при чем степень воздействия такова, что лицо не может им сопротивляться, не способно не совершить соответствующего телодвижения (физическое принуждение в данном смысле урегулировано в ч.1 ст.40 УК РФ). Нередко физическое принуждение и, как правило, психическое принуждение не полностью парализуют волю лица: в этом случае уголовная ответственность может исключаться в силу возникновения состояния крайней необходимости (ч.2 ст.40 УК РФ), либо данные обстоятельства будут учитываться как смягчающие наказание (п.“е” ч.1 ст.61 УК РФ).

5) Неправомерность действий (не следует ее путать с уголовной противоправностью), т.е. совершение таких действий запрещено нормами неуголовного законодательства (регулятивными нормами). В тех случаях, когда неправомерность деяния не следует с очевидностью из характера совершенного деяния (как правило, при совершении преступлений, признаки которых описаны в бланкетной диспозиции), то она должна быть установлена (доказана) по уголовному делу с непосредственным указанием, какие нормы законов или других правовых актов (скажем, регулирующих налоговые отношения, правила оборота оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, правила пожарной безопасности) нарушены виновным (п.10 ППВС РФ от 12.03.2002 № 5, п.2 ППВС РФ от 05.06.2002 № 14, п.20 ППВС РФ от 15.06.2006 № 14, п.25 ППВС РФ от 28.12.2006 № 64).

На неправомерность деяния нередко указывается в диспозициях статей Особенной части УК РФ следующими способами:

- прямо указывается на “неправомерный” (ст.ст.140, 145, 166, 169, 195, 272, 287 УК РФ и др.), “незаконный” (ст.ст.123, 127, 138 (ч.3), 146 – 149, 222, 223, 228, 228-1 УК РФ и др.), “противоправный” (ст.ст.158 (прим.1), 323 УК РФ), “запрещенный” (ст.ст.355, 356 УК РФ) характер деяния;

- указывается на нарушение деянием каких-либо специальных правил, режима (ст.ст.143, 181, 216 – 219, 228-2, 262, 284, 335 УК РФ и др.);

- указывается на нарушение прав других лиц (ст.ст.136 – 139, 144 УК РФ);

- указывается на самовольность совершения действий, осуществление его без надлежащего разрешения (ст.ст.171, 172, 181, 253 (ч.2), 255, 322 УК РФ и др.);

- указывается на превышение предоставленных полномочий, злоупотребление ими, нецелевое их использование (ст.ст.185, 201, 202, 285, 285-1, 285-2, 286 УК РФ);

- при бездействии указывается на неисполнение, ненадлеащее исполнение, уклонение от исполнения возложенной на лицо обязанности (ст.ст.118 (ч.2), 124, 125, 155, 156, 192 – 194, 198 УК РФ и др.).

Так в п.11 ППВС РФ от 05.11.1998 № 14 отмечается, что под незаконной порубкой (ст.260 УК РФ) следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан: 1) без лесорубочного билета, ордера; 2) рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок; 3) рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами; 4) рубку, осуществляемую сверх установленного количества; 5) рубку не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере; 6) рубку до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки; 7) рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ; 8) рубку после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Признаки общественно опасного бездействия:

1) Отсутствие телодвижения, т.е. пассивная форма поведения. В данном случае отсутствует общественно опасное активное поведение: могут присутствовать какие-то телодвижения, но не они, а несовершение каких-то действий определяет общественную опасность деяния в целом.

Бездействие отличается от действия только на физическом уровне, а на психическом, социальном и правовом они могут быть приравнены друг к другу. Ответственность за бездействие является формой правового обеспечения социальной активности личности, т.к. социальный статус человека требует такой активности. В силу сложной организации общества, исходя из места субъекта в системе социальных отношений и конкретной обстановки, от него может быть потребовано определенное вмешательство в цепь существующих обстоятельств (как правило, такое вмешательство должно быть направлено на предотвращение причинения вреда позитивным общественным отношениям, на возможность осуществления иными субъектами принадлежащих им прав и законных интересов).

2) Общественная опасность бездействия в соответствующей обстановке (как правило, в виду действия внешних сил и нарушения в итоге невыполнения лицом возложенной на него обязанности системы их “блокирования”). Причиняющая способность бездействия проявляется не на энергетическом, и не на информационном (поскольку ни передачи энергии, ни передачи информации не осуществляется), а исключительно на социальном уровне. Поэтому говорят, что бездействие не причиняет, а “допускает” (А.С. Горелик), “подыгрывает” иным внешним обстоятельствам, которые реально причиняют ущерб (А.И. Бойко, А.П. Козлов).

3) Осознанность бездействия (т.е. осознание лицом того, что он в данный момент не совершает определенных действий). Особенности осознанности деяния здесь заключаются в том, что лицо сознает (или может сознавать) наличие возложенной на него обязанности (т.е. понимает правовую природу деяния), т.к. в противном случае нельзя будет говорить о сознании (возможности сознания) им общественной опасности деяния.

Кроме того, не исключено, что виновный в момент бездействия не сознает, что он не совершает требуемые от него действия в силу рассеянности, отвлечения, сна и иных подобных обстоятельств. Такие обстоятельства не исключают вины в форме небрежности и, соответственно, уголовной ответственности за бездействие (т.к. лицо либо дало себе слабую установку на выполнение обязанности, либо подверглось влиянию внешнего раздражителя, не проявив необходимой внимательности и предусмотрительности).

4) Волевой характер бездействия выражается в наличии у лица возможности действовать, т.е. физические и психические качества лица, его состояние, уровень знаний, сложившаяся обстановка позволяют ему действовать в соответствии с установленными предписаниями. Возможность лица действовать должным образом не может презюмироваться и во всех случаях должна быть установлена в рамках уголовного дела.

Волимость бездействия исключается в силу тех же обстоятельств, что и волимость действия (непреодолимая сила, непреодолимое физическое или психическое принуждение). Однако следует иметь в виду, что если невозможность действовать образовалась вследствие ранее допущенного лицом нарушения, то в целом бездействие должно рассматриваться как продолжение ранее допущенных нарушений (уголовная ответственность не исключается).

5) Неправомерность бездействия, которая выражается в наличии у лица обязанности действовать определенным образом, которую виновный не выполнил. Такая обязанность возникает в силу предписания правовой нормы неуголовного характера, содержащейся в законе или ином правовом акте (А.И. Бойко), например, обязанность уплаты налога возникает в силу норм налогового законодательства. При этом обязанность существует не всегда, а возникает при наступлении определенных обстоятельств, являющихся юридическими фактами (например, обязанность уплаты налога возникает при наличии у лица объекта налогообложения и наступлении срока уплаты налога с данного объекта). Поэтому методологически неправильно деление оснований возникновения обязанности действовать на обязанности из закона, из профессиональной деятельности, из предыдущего поведения и т.п. (здесь смешиваются нормы права и юридические факты).

Невыполнение обязанности означает, что лицо не совершает требуемые от него действия. Вместе с тем, следует иметь в виду, что действия по исполнению обязанностей должны быть совершены своевременно, т.е. уже после наступления обстоятельств, являющихся юридическим фактом для выполнения обязанности, но до истечения срока выполнения обязанности или до момента исчерпания возможности предотвращения наступления общественно опасных последствий (несвоевременное совершение требуемого действия также может рассматриваться как преступное бездействие).

Нередко преступление образует так называемое смешанное бездействие, которое выражается в 1) неполном выполнении требуемых действий, 2) неточном их выполнении, 3) несвоевременном выполнении таких действий, 4) активном уклонении от выполнении обязанности, когда несовершение требуемого действия сопровождается активными действиями, направленными на затруднение принудительной реализации возложенной на субъекта обязанности (например, формой уклонения от уплаты налога может являться согласно ст.ст.198 и 199 УК РФ включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, т.е. активное поведение).

Возможность совершения того или иного преступления путем бездействия отражается в нормах Особенной части УК РФ следующим образом (Г.В. Тимейко):

- путем непосредственного указание на пассивную форму деяния с использованием терминов “уклонение”, “неоказание”, “неисполнение”, “невозвращение” и т.п.; такой сособ чаще используется в формальных составах преступлений (ст.ст.125, 145, 190, 192 – 194, 198, 199-1 УК РФ и др.); в материальных составах преступлений такое указание применяется в случаях, когда ущерб определяется с использованием оценочных понятий и потому для индивидуализации вида преступления требуется указание на признаки деяния, либо когда бездействие носит специальный характер по отношению ко всем иным деяниям, причиняющим такой ущерб (ст.ст.118 (ч.2), 124, 140, 225, 332 УК РФ и др.);

- путем указания в норме УК РФ лишь на признаки общественно опасного последствия без описания в ней признаков собственно деяния, что подразумевает возможность совершения деяния и в форме бездействия (ст.ст.105, 109, 111, 112, 118, 121 УК РФ и др.);

- путем использования бланкетных формулировок для описания признаков деяния (“нарушение правил” и т.п.), что предполагает возможность совершения деяния и в форме бездействия (ст.ст.143, 215 – 219, 246 – 249 УК РФ и др.).