Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право. Общая.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
3.44 Mб
Скачать

Тема 4. Понятие и основание уголовной ответственности

1. Понятие уголовно-правового отношения.

Под правоотношением понимается индивидуальная связь между субъектами (участниками отношений), характеризующаяся наличием у них юридических прав и обязанностей по отношению друг к другу, регулируемая нормами права и охраняемая государственной властью. Именно в связи с правовым регулированием отношения приобретают юридическую форму. Уголовно-правовое отношение является одним из видов правоотношений.

В теории права принято исследовать правоотношения через рассмотрение его элементов – субъектов, объекта и содержания, а также юридических фактов и их влияния на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Субъекты уголовного правоотношения:

1) Лицо, совершившее преступление (преступник, виновный). Именно данное лицо своим осознанно-волевым поведением порождает уголовно-правовое отношение, создает его основание. Совершив данное деяние, преступник становится обязанной и пассивной стороной правоотношения. Субъекта уголовно-правового отношения следует отличать от фигур с процессуальным статусом (обвиняемого, подозреваемого), т.к. последние являются субъектами уголовно-процессуальных отношений, которые не обязательно совпадают с преступником и имеют совершенно иной правовой статус.

2) Государство (инстанция), т.е. субъект, выступающий от имени общества (воздействующий в его интересах на субъекта общественно опасного деяния). В настоящее время в качестве такого субъекта выступает Российская Федерация, от имени которого выносится приговор и применяется ответственность. Есть основания в определенных случаях признавать в качестве такого субъекта уголовного правоотношения субъектов федераций, пользующихся правом издания уголовных законов (субъекты РФ таким правом не наделены), а также международное сообщество в целом – в отношении международной уголовной ответственности индивидов. Не являются субъектами уголовного правоотношения государственные органы, обеспечивающие применение уголовного закона (органы дознания, следствия, прокуратура, суд, органы, исполняющие наказание). Они являются субъектами уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных отношений, а в уголовно-правовых отношениях выступают от имени государства (являются его своеобразными “представителями”).

3) Потерпевший (пострадавший), т.е. физическое или юридическое лицо, которому совершенным преступлением причинен вред (или угрожало причинение вреда). Вопрос о его признании субъектом преступления является достаточно дискуссионным, однако данный подход находит все большее распространение (И.Я. Козаченко, Н.И. Коржанский, Б.А. Протченко, А.В. Сумачев). Потерпевший является субъектом отношения с государством, т.к. это отношение лежит в плоскости публичного права, к которому относится уголовное право. Возникающие в связи с причинением вреда отношения между преступником и потерпевшим в силу их частно-правового характера, направленности на восстановление нарушенного преступлением положения (на компенсацию нанесенного вреда) не могут считаться уголовно-правовыми, а остаются гражданско-правовыми, трудовыми и т.п. Потерпевшим следует считать лицо (гражданина или организацию), чьи права и законные интересы нарушаются преступлением (фактическое причинение ущерба, как указывается в ст.42 УПК РФ, значения не имеет). В материально-правовом смысле не могут быть потерпевшими родственники погибшего (иного лица, которому причинен вред).

Объект уголовно-правового отношения

Под объектом отношения понимается то социальное благо, по поводу которого оно возникает. Уголовно-правовая наука не может прийти к единому мнению относительно объекта уголовного отношения. Наиболее убедительной представляется точка зрения о том, что объектом является личность преступника, на которую оказывается воздействие при применении мер уголовно-правового характера (А.И. Санталов). Близка к ней позиция, что объектом выступают личные, имущественные или иные блага, которых лишается преступник при воздействии на него (И.Я. Козаченко). Согласно другим точкам зрения, объектом уголовно-правового отношения являются охраняемые общественные отношения, либо уголовная ответственность (Е.А. Фролов, В.П. Божьев), либо такой объект вообще отсутствует (имеет место так называемое безобъектное отношение).

Содержание уголовного правоотношения

Содержание правоотношения составляют права и обязанности сторон. Уголовное правоотношение характеризуется неравенством субъектов, в котором государство выступает активной и властной стороной, правомочной осуществить в отношении виновного определенные меры принудительного правоограничительного воздействия, совершить действия по реализации правоотношения.

Государство вправе применить к виновному субъекту установленные уголовным законом меры уголовно-правового характера (включая, наказание). Преступник обязан подчиниться возлагаемым на него правоограничениям, вправе требовать соответствия таких ограничений уголовному закону, а при наличии оснований, определенных уголовным законом, – имеет право или законный интерес на освобождение от уголовной ответственности или от наказания. Таким образом, содержание уголовного правоотношения определяется в санкциях уголовно-правовых норм Особенной части УК РФ, а также в отдельных нормах Общей части УК РФ, регулирующих последствия совершения преступления.

В отношениях между потерпевшим и государством первый вправе требовать от государства привлечения преступника к уголовной ответственности, применения к нему мер уголовно-правового характера. Такое право вытекает из ст.52 Конституции РФ, а его бытие подтверждается процессуальными полномочиями потерпевшего, в том числе правами обжаловать решение об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (преследования), оправдательный приговор суда, возражать против отказа от обвинения и обжаловать его. То, что потерпевший имеет в уголовном деле не только частный интерес, связанный с возмещением причиненного ему вреда, подтверждено, в частности, в Постановлении КС РФ от 08.12.2003 № 18-П. Соответственно, государство имеет перед потерпевшим обязанность по применению к виновному мер уголовно-правового характера.

Обязанность государства обеспечивать восстановление прав потерпевшего от преступления не предполагает наделение потерпевшего правом предопределять необходимость осуществления уголовного преследования в отношении того или иного лица, а также пределы возлагаемой на это лицо уголовной ответственности. Такое право в силу публичного характера уголовно-правовых отношений может принадлежать только государству в лице его законодательных и правоприменительных органов (Постановления КС РФ от 24.04.2003 № 7-П, от 27.06.2005 № 7-П). А потому и возможность освобождения виновного от уголовной ответственности, выбор конкретных мер ответственности за преступление прямо не зависит от волеизъявления потерпевшего, поскольку иное не оговорено в законе: потерпевший вправе лишь высказывать свою позицию по данному поводу и требовать того, чтобы освобождение от ответственности, ее возложение, установление ее пределов не происходило с нарушением закона (Определения КС РФ от 18.01.2005 № 11-О, от 24.02.2005 № 91-О).

Вместе с тем, в Постановлении КС РФ от 27.06.2005 № 7-П признано право государства дифференцировать порядок производства по различным категориям дел, допуская включение в него элементов диспозитивности. Поэтому в отдельных случаях волеизъявление потерпевшего является необходимым условием для начала уголовного преследования виновного, т.е. без согласия потерпевшего государство не может начать реализовывать свое право. Такие случаи именуются делами частного или частно-публичного обвинения (предусмотрены ст.ст.20 и 23 УПК РФ). Такое уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению (с согласия) потерпевшего, за исключением случаев, когда преступлением вред причинен иным субъектам. При этом дела частного обвинения подлежат обязательному прекращению за примирением обвиняемого с потерпевшим. Следует признать, что права потерпевшего на частное уголовное преследование и на отказ от него относятся к сфере материального уголовного права. Хотя уголовное правоотношение в этих случаях возникает объективно (независимо от воли потерпевшего), т.к. деяние в любом случае является общественно опасным, реализация данного правоотношения производится только с согласия потерпевшего, а его отказ от такой реализации выступает основанием освобождения виновного от уголовной ответственности.

Воля потерпевшего учитывается также применительно к иным преступлениям небольшой или средней тяжести, т.к. возможно освобождение от уголовной ответственности за них в связи с примирением с потерпевшим (ст.76 УК РФ).

К делам частного обвинения относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст.115, 116, 129 (ч.1), 130 УК РФ. К делам частно-публичного обвинения относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст.131 (ч.1), 132 (ч.1), 136 (ч.1), 137 (ч.1), 138 (ч.1), 139 (ч.1), 145, 146 (ч.1), 147 (ч.1), 201, 204 УК РФ (последние две нормы выделены в особую категорию дел, но фактически порядок производства по ним аналогичен производству по делам частно-публичного обвинения). Основными критериями для выделения такого круга преступлений являются: необходимость учета интересов личности в сфере уголовной юстиции; преимущественная направленность преступлений против интересов частного лица; относительно небольшая степень общественной опасности преступления; необходимость учета мнения потерпевшего для установления наличия состава преступления (согласие исключает состав преступления); возможность освобождения лица от уголовной ответственности с целью урегулирования конфликта; некоторые соображения процессуального порядка, например, отсутствие трудностей для раскрытия преступления. В принципе, можно распространить институт частного или частно-публичного обвинения и на некоторые другие преступления: например, предусмотренные, ст.ст.113, 114, 118 (ч.1), 119, 121 (ч.1), 122 (ч.1), 125, 127 (ч.1), 129 (ч.2), 133, 140, 145-1 (ч.1), 155, 157, 165 (ч.1), 166 (ч.1), 167 (ч.1), 168, 169, 177, 179 (ч.1), 180, 183, 272 (ч.1). 274 (ч.1), 330 (ч.1) УК РФ. Кроме того, поскольку в указанных случаях воля потерпевшего имеет материально-правовое значение, право потерпевшего на осуществление уголовного преследования в частном порядке, перечень преступлений, на которое оно распространяется, правовые последствия его реализации или отказа от реализации должны найти закрепление в уголовном законе (предметом процессуального права являются лишь формы деятельности по реализации указанного права).

Момент возникновения уголовно-правового отношения

Сторонники широкого подхода к предмету и функциям уголовного права выделяют так называемые “табуальные” отношения (А.И. Санталов), содержанием которых выступает запрет всем гражданам совершать действия, описанные в УК РФ как преступные. С мнением о наличии таких правоотношений трудно согласиться, т.к. в таких правоотношениях имеется чрезвычайное множество обязанных субъектов, не определен юридический факт, являющийся основанием возникновения отношения. Поэтому нельзя говорить о возникновении уголовного правоотношения до совершения лицом преступления.

Другая точка зрения связывает момент возникновения уголовного правоотношения с определенной реакцией государства на преступление (возбуждение уголовного дела, привлечение лица в качестве обвиняемого или даже вынесение обвинительного приговора суда). В этих случаях в содержание правоотношений включается не только права и обязанности сторон, но и их поведение. Однако сторонники такой точки зрения смешивают возникновение самого правоотношения и его реализацию (которая проявляется в процессуальной и исполнительной деятельности). Уже с момента совершения преступления у государства и преступника появляются соответствующие материальные права и обязанности. При фактическом отсутствии преступления не может возникать уголовных правоотношений, даже если ошибочно будет возбуждено уголовное дело (и даже если ошибочно будет вынесен обвинительный приговор). В этом случае имеют место процессуальные, но не материальные правоотношения. К тому же именно с моментом совершения преступления связывается целый ряд уголовно значимых обстоятельств (определяется действующий уголовный закон, наличие признаков субъекта преступления, в частности, достижение возраста уголовной ответственности, начинает течь срок давности и т.п.).

Таким образом, единственно верным будет мнение (В.П. Божьев, В.Г. Даев, В.И. Курляндский, А.В. Наумов, А.А. Пионтковский, В.С. Прохоров и др.), согласно которому уголовно-правовое отношение возникает с момента совершения преступления. Именно с этого момента государство вправе осуществить установленные законом меры в отношении виновного с целью охраны общественных отношений от опасных посягательств, предупреждения новых преступлений. Такой подход согласуется со ст.8 УК РФ. При этом правоотношение возникает с момента совершения той части объективных действий, которые достаточны для признания содеянного преступлением (хотя бы юридически преступление осталось неоконченным). Дальнейшее развитие объективной стороны изменяет содержание уголовного правоотношения.

Уголовное правоотношение существует, даже если о совершенном преступлении никому не известно. В таком случае уголовное правоотношение останется нереализованным (и прекратится с истечением срока давности).

Прекращение уголовного правоотношения

Уголовное правоотношение, как и любое другое, развивается в дальнейшем (изменяя свое содержание) и, наконец, прекращается. Прекращение уголовного правоотношения может выразиться:

- в полной реализации мер уголовно-правового воздействия (отбытии наказания и погашении или снятии судимости, а также прекращении принудительных мер воспитательного воздействия или принудительных мер медицинского характера);

- в частичной реализации уголовной ответственности (при освобождении от наказания с возможным периодом, в течение которого лицо считается судимым);

- в освобождении лица от уголовной ответственности (отказе государства от реализации уголовного правоотношения), в т.ч. в связи с истечением сроков давности;

- в наступлении обстоятельств, исключающих уголовную ответственность (добровольный отказ, декриминализация деяния новым уголовным законом);

- в прекращении прав и обязанностей в связи со смертью виновного (в связи с выбытием одного из субъектов правоотношения, т.к. личность участника правоотношения имеет существенное значение).