Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультиро....doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
3.98 Mб
Скачать

Глава 4. Трансактный анализ

103

тономии и интимности или, другими^словами, почему люди остаются лягушками, когда, казалось бы, гораздо лучше было бы,вновь стать принцами или принцессами. Частично это объясняется тем, что и сценарии, и игры связаны с получением определенных наград или с расплатой.

Расплата за сценарий

Берн (Berne, 1972) определил расплату за сценарий как окончательный итог жизни или заключительную демонстрацию, которая знаменует конец определенного плана жизни. Берн считал, что в клинической практике встречаются четыре главных типа расплаты: быть одиночкой, быть «задницей», сойти с ума или упасть замертво. Принятие во внимание этих окончательных итогов жизни является одним из способов рассмотрения концепции расплаты за сценарий. Суть другого способа заключается в рассмотрении игр с учетом текущей, а не окончательной расплаты. Стайнер (Steiner, 1974) отмечает, что когда люди входят в фазу контрсценария, они начинают испытывать глубокий висцеральный дискомфорт, несмотря на поверхностное ощущение благополучия. Однако вновь обращаясь к сценарию, люди начинают чувствовать себя комфортнее. Это происходит из-за того, что выполнение приказаний, соответствующих сценарию, представляет собой уступку родителям, в том числе родительскому родителю в' Ребенке, таким образом выполнение этих приказаний связано с благополучием и комфортом, обусловленными родительской защитой. Стайнер обращает внимание на то, что алкоголик, даже мучаясь в состоянии похмелья, получает одобрение родительского Ребенка, призывающего: «Не думай! Пей». Стайнер, пожалуй, рассматривает сценарии более пессимистично, чем большинство консультантов, практикующих трансактный анализ. ,

Расплата за игру

Для игр также характерна своя расплата, которая связана с жизненными позициями игроков, соответствующими их сценариям. Например, расплата за сценарий Риты заключалась в манипулировании мужчинами таким образом, что они начинали вести себя грубо; такое поведение мужчин подтверждало правильность занятой Ритой позиции «Мужчины — не о'кей». Берн (Berne, 1964) отмечал, что даже не принимая в расчет социальную функцию структурирования времени, можно утверждать, что игры необходимы некоторым людям для поддержания здоровья. Жизненные позиции этих людей являются настолько прочными, что создание помех для расплаты за их игры или лишение их этой расплаты может вызвать нарушение душевного равновесия или даже психоз. Таким образом, анализировать игры следует с осторожностью.

Пример игры с расплатой — «Еелибы не ты». Человек может бесконечно жаловаться на то, что если бы не муж, жена, ребенок, босс или какой-нибудь другой человек, он мог бы без ограничений заниматься тем делом, которым он хочет заниматься, но в настоящее время не может из-за помех. Иногда такие «мешающие» люди защищают личность от понимания того, что если бы эта личность совершала желаемые действия не для них, то она была бы неспособна выполнить трудную или вызывающую тревогу задачу. Кроме

104

ЧАСТЬ ВТОРАЯ, гуманистическая

того, если бы задача была выполнена, исчезла бы возможность причинять дискомфорт другому человеку, говоря ему «Если бы не ты». Эта игра подтверждает правильность жизненной позиции «Другие — нео'кей».

Иллюзия автономии

Берн (Berne, 1972) полагал, что только самый сильный человек может жить без иллюзий и что одна из иллюзий, от которых труднее всего отказаться, — это иллюзия автономии, или самостоятельности. Автономный человек знает, что является практичным и Взрослым; такой человек осознает, что он принимает из того, что исходит от других, и что он делает из того, что определено возникшими ранее импульсами. Иллюзия автономии имеет место в том случае, когда человек не признает, что определенные чувства и поступки исходят от его Ребенка и Родителя, а вместо этого верит, что данные чувства и поступки исходят от Взрослого.

Берн проводил различие между заблуждениями и иллюзиями. И те и другие являются контаминациями Взрослого и, в качестве таковых, мешают этому Эго-состоянию эффективно разбираться с ситуациями «здесь-и-теперь». Заблуждения — это предубеждения и директивы родителей, с которыми человек обращается так, как если бы они были его собственными идеями. Иллюзии — это те определяемые желаниями идеи, импульсы и возникшие в раннем возрасте вкусы, исходящие от Ребенка, которые человек принимает, считая присущими Взрослому и рациональными. Значение иллюзорной автономии заключается в том, что индивидуум, не осознавая своих заблуждений и иллюзий, которые вызывают поведение в стиле «лягушки», испытывает недостаток понимания и мотивации, необходимых для изменения. Таким образом, разрушительные способы структурирования времени скорее подкрепляются, чем изменяются в лучшую сторону. Что здесь требуется, так это переориентация и укрепление Взрослой Эго-границы с целью обеспечения точной обработки всей относящейся к делу информации.

Контаминация и исключение

У подлинно автономной личности Эго-границы прочны, однако проницаемы настолько, что психическая энергия может свободно циркулировать между Родителем, Взрослым и Ребенком. Иллюзия автономии подразумевает наличие структуры, в пределах которой Эго-границы недостаточно четко определены и Взрослый контаминиру-ется с Родителем и/или Ребенком. Исключения имеют место в ситуациях, в которых психическая энергия становится исключительно катектической в постоянном Родителе, постоянном Взрослом или постоянном Ребенке (Berne, 1961). Таким образом, одно Эго-состояние в каждый конкретный момент является чрезвычайно катектическим, в то время как два других Эго-состояния оказываются как бы законсервированными. Берн полагал, что исключающего Родителя следует искать у «компенсированных») шизофреников, у которых исключение является основной защитой от Ребенка, находящегося в состоянии замешательства, или от археопсихической деятельности. Берн привел следующий пример доминирования исключающего Взрослого: доктор Квинт был поглощен обработкой данных, которая являлась основой его образа жизни, однако ему