Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультиро....doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
3.98 Mб
Скачать

Глава 3. Гештальт-консультирование

73

фантазию и является своего рода мечтой или трансом. Иногда Перле использует грубое разговорное выражение «затрахивание сознания»* для описания активности ПЗ, которая мешает людям дойти до своих чувств.

Тревога и страх перед аудиторией

В гештальт-теории дается как физиологическое, так и психологическое определение тревоги. Физиологическое определение таково: «Тревога — это переживание трудности с дыханием во время любого блокированного возбуждения» (Perls et al., 1951, p. 128). Идея, лежащая в основе этого определения, такова: энергия усиленно мобилизуется и потребность организма в воздухе увеличивается (повышаются скорость и амплитуда дыхания) всякий раз, когда имеются сильная обеспокоенность и контакт. Такие изменения являются нормальными в тех случаях, когда организм пребывает в состоянии возбуждения, например эротического, агрессивного, творческого, или попадает в ситуации, в которых требуется мобилизация энергии. Менее адекватной реакцией является попытка осуществлять контроль над процессом дыхания и подавлять возбуждение путем искусственного поддержания скорости дыхания, характерной для состояния покоя. В результате такого подавления сужается грудная клетка, так как приходится форсировать выдох с целью создания вакуума, необходимого для вхождения в легкие струи свежего воздуха. Английское слово «тревога» (anxiety) происходит от латинского слова angustia, означающего «узость»; таким образом, в основе возникновения тревоги лежат чрезвычайные меры, принимаемые организмом при развитии конфликта между возбуждением и контролем.

Психологическое определение тревоги следующее. Тревога — это «разрыв между "теперь" и "позже"» или «страх перед аудиторией» (Perls, 1969a, р. 32-33). С этой точки зрения тревога является результатом активности зоны фантазии — ПЗ. Здесь хранится информация о том, чего люди на самом деле не хотят, потому что боятся. Перле писал: «Мы заполняем разрыв, в котором должно быть будущее, страховыми полисами, статус-кво, аналогиями, чем угодно, чтобы только, не использовать возможность быть открытыми по отношению к будущему» (Perls, 1969a, р. 48-9). Люди, которые находятся в «здесь-и-теперь» и имеют доступ к своим чувствам, вряд ли будут тревожиться, потому что их возбуждение может немедленно преобразовываться в какой-либо вид непосредственной творческой контролируемой сознанием активности, в результате чего происходит разрешение незаконченных ситуаций. У таких людей не заблокирована (майей или фантазиями, предубеждениями, предчувствиями и так далее) возможность поддержания хорошего контакта с собой и с окружающей средой. Они способны идти на разумный риск. Перле проводил различие между катастрофическими фантазиями, которые влекут за собой слишком большие предосторожности, и ана-строфическими фантазиями, которые влекут за собой предельно малозначительные предосторожности. Перле думал, что некоторые люди могут поддерживать баланс между катастрофическими и анастрофическими фантазиями и, следовательно, способны как на перспективное, так и на рациональное дерзание.

* В английском тексте — «mind-f...king». — Примеч. перев.

74

ЧАСТЬ ВТОРАЯ, гуманистическая

Невроз .,',

Невротические индивидуумы позволяют обществу посягать на себя слишком интенсивно. Они не могут ясно выделять свои собственные потребности и рассматривать общество как нечто большее, чем жизнь, а себя — как нечто меньшее. Общество может состоять из большого количества различных групп, таких как семьи, государства, социальные слои, коллективы сотрудников. Когда невротик и одна или большее количество таких групп одновременно испытывают различные потребности, невротик неспособен выделить доминирующую потребность и поэтому не может осуществлять ни хороший контакт, ни полноценное изъятие. В связи с этим, одно или несколько нарушений равновесия на границе контакта, обусловленные неврозом, кажутся невротику наиболее эффективным способом сохранения баланса и ощущения адекватной саморегуляции в крайне неблагоприятных ситуациях.

Перле четко разделял понятия «здоровье», «психоз» и «невроз». Здоровые люди находятся в контакте с реалиями как самих себя, так и окружающего мира. При психозе люди оказываются не способными на соприкосновение с действительностью и входят в контакт с майей, особенно часто развиваются фантазии, связанные с идеями мании величия и никчемности. При неврозе идет непрерывная борьба между майей и действительностью.

Нарушения на границе контакта

Неврозы влекут за собой существенные нарушения на границе контакта. Выделяют четыре отдельных, хотя и взаимосвязанных, механизма развития невроза. Невротические пограничные нарушения равновесия представляют собой «изматывающие, хронические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания» (Perls, 1973, р. 32). Однако не все нарушения, обусловленные стремлением к установлению баланса организм — окружающая среда, являются свидетельством невроза или порождают невроз. Интроекция, проекция, слияние и ретрофлексия — вот четыре механизма нарушения на границе контакта.

Я уже упоминал, что при интроекции материал, поступающий извне, скорее проглатывается целиком, чем переваривается должным образом (адекватное «переваривание» подразумевает ассимиляцию ценных элементов и отвержение ненужных или ядовитых элементов). Интроекты, или «непереваренные» мысли, чувства и поступки, являются результатами процесса интроекции. Интроекция может рассматриваться как тенденция «присваивать» в качестве части самого себя то, что фактически является частью окружающей среды. Два основных результата интроекции следующие. Во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами. Во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности.

Проекция является оборотной стороной интроекции и характеризуется тенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях: на уровне, связанном с внешней окру-