Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультиро....doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
3.98 Mб
Скачать

Глава 13. Когнитивное консультирование

373

Обеспечение логического обоснования. Консультанты могут дать логическое обоснование важности исследования связей между тем, что клиенты думают, чувствуют и делают. Кроме того, консультанты могут ввести концепцию автоматических мыслей и привести пример того, как подспудные восприятия влияют на чувства. Например, если в середине ночи раздастся громкий шум, реакция человека будет зависеть от того, как будет воспринят этот шум — как шум, связанный с вторжением ночного грабителя, или как стук, издаваемый оконной рамой. Консультанты могут сообщить своим клиентам, что главное исходное положение когнитивного консультирования следующее — клиенты испытывают трудности при проверке обоснованности своих интерпретаций.

Опрос. Клиентов можно расспрашивать об автоматических мыслях, которые возникают у них тогда, когда они выходят из состояния душевного равновесия. Если клиенты испытывают трудности с припоминанием мыслей, можно использовать образы или ролевую игру. Задавая вопросы, консультанты внимательно наблюдают за клиентами, пытаясь заметить признаки эмоций, которые могут подсказать направление для дальнейшего опроса.

Использование доски для записей. Когда клиенты увидят свои первоначальные мысли записанными на доске, они могут рискнуть раскрыть свои более глубокие и более пугающие мысли.

Побуждение клиентов заняться деятельностью, которая их пугает. Часто в ходе занятий клиентов побуждают заниматься вызывающей у них тревогу деятельностью, например звонить по телефону или писать письма, которые они отложили. Когда клиенты совершают эти действия, консультанты могут задавать вопрос: «Что проходит через ваше сознание прямо сейчас?». Консультанты могут также окунаться вместе с клиентами в реальные жизненные ситуации, в которых клиенты испытывают трудности. Например, консультанты могут отправиться с клиентами в места с большим скоплением людей и попросить клиентов вербализировать свои мысли.

Сосредоточение на образах. Сбор информации об образах может быть важным способом получения доступа к автоматическим мыслям. Хотя существуют индивидуальные различия, результаты клинических наблюдений наводят, на мысль, что многие люди, представляющие себе сцены, реагируют на них, как на реальные события.

Самоконтроль мыслей. Клиентов можно попросить дома записывать мысли. Они могут ежедневно делать в дневнике записи о возникновении автоматических мыслей. В дневнике могут быть следующие колонки: 1) дата; 2) ситуация, в которой возникли отрицательные эмоции; 3) ощущение эмоции(й) и оценка ее уровня по шкале 0-100%; 4) автоматическая мысль(и), соответствующее убеждение и их оценка по шкале 0— 100%. Можно использовать счетчики пульса, чтобы помочь некоторым клиентам научиться узнавать автоматические мысли при их появлении.

Проверка реалистичности и корректировка автоматических мыслей

Консультанты учат клиентов обращаться со своими мыслями как с гипотезами, требующими проверки, и, если необходимо, отказываться от гипотез или изменять их. Для этого используются следующие методы.

374

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ, когнитивная и когнитивно-поведенческая

Сократовское расспрашивание. Консультанты могут сформулировать ряд вопросов, которые побудят клиентов подвергнуть сомнению обоснованность своего мышления и выбрать альтернативные интерпретации, которые лучше всего соответствуют фактам. Для того чтобы «разговорить» клиента, целесообразно задать ему такой вопрос: «Как можно по-другому взглянуть на это?».

Идентификация когнитивных ошибок. Консультанты могут рассказать клиентам, какие когнитивные ошибки (например, произвольное умозаключение и преувеличение) допускаются наиболее часто. Клиентов можно попросить идентифицировать ошибки в своем образе мыслей как на занятиях, так и при выполнении домашнего задания. Для этого можно применить методику, в которой используются три колонки. В первой колонке клиенты описывают ситуацию, в которой у них возникают отрицательные эмоции; во второй — свои автоматические мысли, а в третьей — допущенные в процессе мышления ошибки.

Декатастрофизация. При декатастрофизации основной задаваемый вопрос такой: «Итак, что случится, если это произойдет?». Анализируются вероятность возникновения и серьезность события, способность клиента справиться с ситуацией, наличие поддерживающих факторов, способность клиента принимать самые плохие возможные результаты.

Реатрибуция. При реатрибуции производится проверка автоматических мыслей и лежащих в их основе убеждений, рассматриваются альтернативные пути определения ответственности и установления причин. Клиентам можно порекомендовать оценить по шкале 0-100% степень ответственности, которую они берут на себя в связи с отрицательными событиями и результатами, которых они опасаются. Задавая клиентам вопросы, консультант пытается «разговорить» их, генерируя и оценивая альтернативные объяснения.

Переопределение. Переопределение проблем влечет за собой их конкретизацию и изменение формулировки с учетом выполнимости поставленных задач. Например, одинокий человек, который чувствует себя всеми брошенным, может заново определить свою проблему так: «Я должен обращаться к другим людям и проявлять участие» (Beck, Weishaar, 1989, p. 309-310).

Децентрализация. Децентрализация предполагает оказание клиентам помощи в изменении их убеждения, что все сосредоточены на них. Клиентов можно побуждать более внимательно оценивать действия других людей. Например, другие студенты могут мечтать, глядя на лектора, или делать записи. Кроме того, клиентов можно попросить отметить, как часто они сами проявляют внимание к другим. Это поможет клиентам осознать, как ограниченны их наблюдения. Таким образом, клиенты смогут сделать заключение, что наблюдения других людей являются такими же.

Рациональные реакции. Когнитивные консультанты учат клиентов более рационально реагировать на автоматические мысли. И здесь снова важная роль отводится опросу, с помощью которого консультанты могут помочь клиентам научиться использовать внутренний монолог скорее себе на пользу, чем против себя. Рассмотрим конкретный пример. Венди позвонил ее муж Хэл и сказал, что он очень занят в офисе. Венди ощутила гнев; у нее возникла такая автоматическая мысль: «Это нечестно, ведь мне тоже приходится работать. Если бы он захотел, то мог бы быть дома вовремя». Рациональная реакция Венди на эту автоматическую мысль была следующей: «Его работа отличается от моей. Многие клиенты приходят к нему после работы» (Beck, 1988, р. 264).