Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел III политические и правовые учения возрождения и нового времени

«Тот, кто приобретает хоть какую-нибудь долю власти иными путями чем те, которые предписаны законами сообщества, не имеет права на то, чтобы ему повиновались, хотя бы форма государства все же сохранялась, поскольку он не является тем лицом, которого назна­чили законы, а следовательно, не тем лицом, на которое народ дал свое согласие» (с. 377-378). Вместе с тем и агрессор, и узурпатор могут стать легитимными правителями. Первый — в том случае, если создаст такую систему правления, которая получит одобрение народа (с. 365, 366); второй — если народ, выразив свое согласие, утвердит его у власти (с. 378).

Тирания, пожалуй, наиболее часто встречающаяся форма зло­употребления властью, ибо ее проявления могут встречаться в дея­тельности любого должностного лица. Локк пишет, что «тирания, — это осуществление власти помимо права» (с. 378). «Где кончается закон, начинается тирания... И если кто-нибудь из находящихся у власти превышает данную ему по закону власть и использует на­ходящуюся в его распоряжении силу для таких действий по отноше­нию к подданному, какие не разрешаются законом, то он при этом перестает быть должностным лицом, и поскольку он действует по­добным образом без надлежащих полномочий, то ему можно ока­зать сопротивление, как и всякому другому человеку, который силой посягает на права другого» (с. 379). Сказанное касается и высших, и низших должностных лиц: «Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в рав­ной степени непростительно как королю, так и констеблю» (с. 380). Иначе говоря, любое требование должностного лица, не основанное на законе, юридической силы не имеет и не только не обязательно для исполнения, но в том случае, если его действия наносят ущерб подданному, последний получает право на сопротивление. Здесь Локк делает одну принципиально важную оговорку: право на сопротив­ление дает не сам по себе факт незаконного действия должностного лица, а невозможность обращения к закону (т. е. за судебной защи­той) для восстановления справедливости и возмещения понесенного ущерба (с. 382).

Революция как массовое сопротивление оправданна только тогда, когда происходит распад всей системы правления, когда выс­шие должностные лица начинают пренебрегать своими обязанно­стями, а государственные органы — функционировать помимо зако­на. Государство, по сути, перестает служить тем целям, ради которых

200

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ

оно создавалось, и народ вновь ввергается в естественное состояние, причем по вине своих правителей. В этом случае суверенная власть возвращается к народу, который получает право «действовать в ка­честве верховной власти и продолжать являться законодательным органом, либо создать новую форму законодательной власти, либо, сохраняя старую форму, передать эту власть в новые руки, как соч­тет лучшим» (с. 405).

Политическая философия Локка оказала существенное влияние

на деятелей французского Просвещения.