Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Глава 4. Томас гоббс

Томас Гоббс (1588-1679), выпускник Оксфорда, получивший ученую степень бакалавра искусств, всю свою жизнь посвятил науке

философии.

К основным произведениям Гоббса относятся трилогия под общим названием «Основы философии» (ч. I «О теле» (1655), ч. II «О человеке» (1658), ч. III «О гражданине» (1641)) и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и граж­данского» (1651).

§ 1. Общефилософские взгляды

Предмет философии, по Гоббсу, материален — это тела. «Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь частью пространства, т. е. имеет с ней равную протя­женность».3 Свойства тел познаются разумом. Поэтому все, не под­дающееся рациональному познанию, из предмета философии исклю­чается, т. е. исключается «всякое знание, имеющее своим источником божественное вдохновение, или откровение, потому что оно не при­обретено нами при помощи разума» (1, 80). Итак, религия и наука не должны смешиваться. Это принципиальное для Гоббса положение.

Сама же философия состоит из нескольких разделов в зависи­мости от особенностей тел, подлежащих познанию. «Философия, — пишет Гоббс, — распадается на две основные части. Всякий, кто приступает к изучению возникновения и свойств тел, сталкивается с двумя совершенно различными родами последних. Один из них охватывает предметы и явления, которые называются естественны-^lu, поскольку они являются продуктами природы; другой — пред­меты и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей, и называются государством (civitas). Поэтому философия распадается на философию естествен-")w и философию гражданскую. Но так как, далее, для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить cклoннocти, аффекты и нравы людей, то философию государства

3 Гоббс Т. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 141. — Далее ссылки на это издание Даются в тексте главы; первая цифра в скобках означает номер тома, вторая — границы.

167

Раздел III политические и правовые учения возрождения и нового времени

подразделяют на два отдела, первый из которых, трактующий о склон­ностях и нравах, называют этикой, а второй, исследующий граж­данские обязанности, — политикой, или просто философией госу­дарства» (1, 80).

Все тела, и естественные, и искусственные, имеют одну об­щую причину — движение, которое есть не более «чем оставление одного места и достижение другого» (1, 123). Поэтому онтология Гоббса, его учение о бытии, характеризуется как механистический материализм. В связи с этим становится понятным отношение фи­лософа к Богу, который является, по Гоббсу, первопричиной движе­ния. В философии эта традиция, восходящая еще к античности, на­зывается деизмом.

С точки зрения теории познания (гносеологии) Гоббс — сен­суалист (лат. sensus — ощущение). Всякое знание черпается из ощу­щения или чувственного восприятия (1, 192; 2, 9-11). После оконча­ния непосредственного воздействия предмета на органы чувств ощущение в ослабленном виде как представление сохраняется в па­мяти человека, и эта память, по Гоббсу, называется опытом, кото­рый, по сути, и является источником человеческого знания (2, 12).

Дня сохранения в памяти представлений о предметах и передачи знаний о них другим требуется их фиксация. Она происходит с по­мощью «меток» или «знаков», в качестве которых люди используют «имена», т. е. слова. Имена выбираются произвольно и поэтому не могут выражать сущность вещей, они — лишь знаки человеческих представлений о них. Таким образом, Гоббс продолжил традицию номинализма, сложившуюся в средневековой философии. Имена есть результат соглашения (конвенции) между людьми. Гоббс разрабаты­вает конвеционалистскую концепцию языка: человеческая речь есть «сочетание слов, установленных волей людей, для того чтобы обозначить ряд представлений о предметах, о которых мы думаем» (1,234).

Польза от речи неоспорима. Без нее невозможно было бы по­знание окружающего мира, общение и обучение людей, немыслима была бы и какая-либо общественная организация: ведь благодаря речи «мы можем приказывать и получать приказания» (1, 234). Но речь может приводить и к отрицательным последствиям: из-за не­правильного употребления имен люди часто заблуждаются; злоупотреб­ляя речью, люди лгут, умышленно проповедуют ложные идеи «и тем самым подрывают предпосылки человеческого общения и мирного

168

ТОМАС ГОББС

сосуществования людей» (1, 235). Поэтому очень важно правильно понимать значения слов, «ибо истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей» (2, 25), и правильно рассуждать. А правильное рассуж­дение Гоббс, поклонник математики, отождествляет с двумя умствен­ными операциями: сложением и вычитанием. «Если арифметика учит нас сложению и вычитанию чисел, то геометрия учит нас тем же операциям в отношении линий и фигур (объемных и плоских), углов, пропорций, времен, степени, скорости, силы, мощности и т. п. Логика учит нас тому же самому в отношении последовательности слов, складывая вместе два имени, чтобы образовать суждение, и два суж­дения, чтобы образовать силлогизм, и много силлогизмов, чтобы составить доказательство. Из суммы же, или из заключения силло­гизма, логики вычитают одно предложение, чтобы найти другое. Политики (witers of politics) складывают вместе договоры, чтобы найти обязанности людей, а законоведы складывают законы и фак­ты, чтобы найти правильное и неправильное в действиях частных лиц. Одним словом, в отношении всякого предмета, в котором имеют место сложение и вычитание, может быть также и рассуждение, а там, где первые не имеют места, совершенно нечего делать и рас­суждению» (2,30-31). Разделение и сложение соответствуют ана­литическому и синтетическому методам исследования, т. е. опытно-индуктивному и гипотетически-дедуктивному. Правильно рассуждая, мы можем познать причины и их следствия.

Знание само по себе весьма полезно, ибо оно — путь к силе и процветанию. Так, с физикой и геометрией связаны все технические усовершенствования, которыми успешно пользуются цивилизован­ные народы. «Пользу же философии морали (philosophia moralis) и философии государства (philosophia civilis), — пишет Гоббс, — можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их зна­ние, сколько по тому ущербу, который наносит их незнание. Ибо ко­рень всякого несчастья и всех зол, которые могут быть устранены человеческой изобретательностью, есть война, в особенности война Цэажданская... Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин войны и мира, ибо очень немногие занимались ис-^едованием тех обязанностей, выполнение которых обеспечивает Упрочение и сохранение мира, т. е. исследованием истинных законов Т^ажданского общества» (1, 78). Гоббс берет на себя труд разъяснить •^Юдям истинные законы их существования и показать путь к благу, иначе говоря, знание есть сила, ведущая к благу.

169