Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел III политические и правовые учения возрождения и нового времени

так как положительные законы не имеют никакой власти над сувере­ном, раз он их устанавливает (3. 4). Это практически единственный

механизм защиты прав граждан, допускаемый Боденом в своей теории.

В формальном же плане расшифровка Боденом понятия «право­вого способа управления» значительно более упрощена. Ссылаясь на требование правового характера государственного правления, он пишет, что существование государства определяется наличием в нем законодательства и магистратур (чиновников, системы государствен­ных органов, судей), т. е. правопорядка и аппарата публичной власти. В случае их отсутствия такое общество «является чистой анархией». Представляется важным указать на то, что позитивный закон (а зна­чит, и законный способ управления) не просто общеобязательное правило поведения, но такое, которое издано правителем от имени государства и воплощает в себе государственную волю. В против­ном случае правитель не будет считаться сувереном, поскольку он правит от собственного имени, а его распоряжения, хотя бы и имеющие нормативный характер, не будут называться законами. Признак пуб­личности государственной власти как основополагающий принцип государственности в данном случае находит свое воплощение в за­коне, выражающем волю суверена. Неважно, на основании какого права человек или группа лиц стали сувереном, — в своих законах они говорят от имени государства в целом.

Из вышесказанного проистекает принцип «правления законов» как один из элементов теории правового государства в боденовском учении, а также требование максимальной унификации и единства законодательства на территории страны.

§ 2. Понятие и виды законов

В работах Бодена мы обнаруживаем следующие разновидности законов: lex divinum («закон богоустановленный»), lex naturale («за­кон природы»), lex gentium («закон народов»), lex imperil («закон вла­сти») и обычный позитивный «закон государства». Четкого разделе­ния между первыми тремя в «Шести книгах о государстве» Боден не проводит («закон народов» вообще лишь упоминается), они пишут­ся им всегда рядом, через запятую, без различения, какие конкретно нормы установлены Богом, а какие вытекают из природы вещей.

148

ЖАН БОДЕН

1

Причина заключается в том, что автором и тех, и других выступает одно и то же лицо — Творец, только во втором случае он действуют опосредованно. Их авторитет основан на подчиненности всех земных правителей Богу как верховному суверену. «Законы народов», как и «законы власти», близки по своей сущности к естественным, но ме­нее всеобщи, поскольку вытекают, соответственно, из внутренней природы конкретной нации или заложены в природе государствен­ной власти.

Ранее, в «Методе», философ придавал «законам народов» иное,

большее значение, причем в этой книге о божественном и естествен­ном праве не сказано вовсе, если не считать слова о том, что кроме закона существует еще и справедливость (172), однако о ее природе Боден ничего не говорит. Зато «праву народов», общему для всех наций, здесь уготована завидная роль служить конституирующим принципом государства как такового наравне с правилами разума. И более того, оно объединяет разные народы, империи, страны во всемирное государство, в человечество. Можно сказать, что только наличие права делает, по мнению Бодена, человека человеком. Обна­ружить же содержание этих норм позволяет история, ибо наиболее значительная, как пишет Боден в «Методе», «лучшая часть всеоб­щего права пребывает в истории» (166).

Обычный позитивный закон государства в учении Бодена — разновидность приказов, распоряжений суверена частным лицам (гражданам), отличающихся более длительным сроком применения и более общим характером (нормативностью). Всякое приказание суверена по вопросам, касающимся деятельности государства, т. е. публичной сферы, по общему правилу, становится законом. Требова­ние содержательной непротиворечивости позитивного закона естест­венному и божественному праву существует в его теории, но значи­тельно смягчено тем, что основные нормы, проистекающие из природы вещей или божественного повеления, касаются исключи­тельно частноправовой сферы (отношения собственности, семья, Договоры и пр.). А поскольку суверен полновластен только в области публичных отношений, то можно сказать, что при нормальном по-Рядке вещей позитивное право государства и естественные (божест­венные) законы не могут пересекаться.

Итак, все веления суверена являются законом. Однако не все позитивное право в государстве является велениями суверена. Не­смотря на стремление Бодена свести всю власть в обществе к одной

149