Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел II политические и правовые учения эпохи срвдневекОт.Д

разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе» (Сумма теологии. I. 2. 90. 4). Он рас­пространяет его на все виды законов. Однако по существу требова­ния, которые в нем содержатся, имеют смысл только по отношению к человеческому закону, ибо остальным законам — вечному, естест­венному и божественному — эти свойства внутренне присущи.

Человеческий закон не должен противоречить вечному и естественному законам. Он как бы выводится из них и их конкре­тизирует. Здесь, однако, следует иметь в виду два момента. Первый заключается в том, что человеческие законы по сути своей происте­кают из вечного закона. Они как бы уподобляются ему. Вечный за­кон — это план Бога, а человеческие законы содержат «планы зем­ных правителей». В этом смысле они сопричастны вечному закону, но это не означает, что в любом случае человеческий закон соответ­ствует вечному. Отсюда вытекает второй момент: человеческий за­кон, отклоняющийся от вечного, несправедлив, он не имеет приро­ды закона, а представляет собой голое насилие. Придя к такому выводу, логично было бы заключить, что такому закону не следует подчиняться. Но Фома Аквинский отдает предпочтение порядку как более высокой ценности. Он пишет: «Тем не менее, даже несправед­ливый закон, поскольку он сохраняет определенное подобие закона в силу того, что был создан находящимся у власти, проистекает из вечного закона: ведь "всякая власть от Господа Бога"» (Сумма тео­логии. I. 2.93.3).

Естественный закон со своей стороны является непосредствен­ным материалом для создания человеческих законов. Вместе с тем «общие принципы естественного закона не могут быть применимы ко всем одинаково в виду большого разнообразия дел человеческих. И отсюда проистекает разнообразие в позитивных законах у разных людей» (Сумма теологии. I. 2. 95. 2).

§ 2. Учение о государстве

В своем учении о государстве Фома Аквинский очень близок к Аристотелю. Человек своей по природе — существо общественное, и поэтому естественно, что он живет в окружении себе подобных. Только живя вместе, люди могут удовлетворять взаимные потребно­сти. Они имеют общую цель (благо), которую определяет власть.

124

Гяма4

ФОМА АКВИНСКИЙ

«Итак, если для человека естественно, что он живет в обществе многих, то людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо» правлении государей. 1.1). В мирской жизни эта задача возлага­ется на правителя-человека, а он, как и все другие люди, свободен в выборе между добром и злом. Поэтому если правитель избирает в качестве цели общее благо, то его правление справедливо, а если личное, то нет. Таким образом, цель выступает в качестве критерия, отличающего правильные формы государственного устройства от неправильных. Но нельзя забывать, что природа государства, как и природа человека, имеет свое начало в Боге. Поэтому Фоме необхо­димо указать на причины извращения государства (он употребляет слово «civitas»). В Комментариях на «Сентенции» Петра Ломбард-ского он пишет о том, что необходимо различать три элемента власти:

происхождение, употребление и сущность. Сущность божественна. Она состоит в порядке управления и подчинения. В этом смысле всякая власть от Бога. Первые два элемента могут быть как дурны, так и хороши, и именно здесь коренится возможность извращения.23

Фома выделяет три справедливые (правильные) формы прав­ления и три несправедливые (неправильные). Правильными явля­ются царская власть, аристократия, полития; неправильными — ти­рания, олигархия, демократия.

Из правильных форм наиболее естественна и целесообразна царская власть. «Один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым... Ведь и у пчел один царь, и во вселенной единый Бог, творец всего и пра­витель. И это разумно. Поистине всякое множество происходит от одного. А поэтому, если то, что происходит от искусства, подражает тому, что происходит от природы, и творение искусства тем лучше, чем больше приближается к тому, что существует в природе, то из этого неизбежно следует, что наилучшим образом управляется то человеческое общество, которое управляется одним» (О правлении государей. 1. II).

Наихудшая из всех несправедливых форм— тирания. Достоин­ства царской власти здесь оборачиваются пороками. При тирании об-Щее благо как цель полностью отвергается и заменяется благом одного. В меньшей степени этот порок проявляется в олигархии и в демокра­тии. Первая имеет в виду благо нескольких, вторая — благо многих.

23 Цит. по: Чичерин Б. Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. СПб., 1999. С. 65.

125