Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

не индивида, а так называемую форму социабельности (общения). Социабельность представляет собой способ и форму существования человека в обществе. Это понятие практически совпадает с понятием коммуникации, если понимать под коммуникацией устойчивые формы взаимодействия между людьми, порождающие определен­ные образцы поведения, основанные на взаимопонимании и обще­признанных ценностях, выражаемые в определенных символах и знаках (текстах) и поддерживаемые в своем функциональном един­стве самой социальной группой. Именно таким образом понятое общение и служит, по мысли Гурвича, побудительным мотивом, при­чиной, фактором и целью социальной человеческой деятельности, обусловливает возникновение и развитие права.

Право, полагает мыслитель, определяется не волей государства, а наличием различных форм социабельности, что предполагает воз­можность существования в рамках общества нескольких правовых систем, соответствующих различным формам социабельности. Но для того чтобы в этом убедиться, необходимо, согласно Гурвичу, исходить не из догматических юридических конструкций, как это всегда делали этатисты-позитивисты, а из анализа непосредствен­ного юридического опыта. В любом обществе существует не один, а несколько «центров юридического опыта», поэтому, убежден Гурвич, все попытки изучать право с монистических позиций, как это делали позитивисты, заранее обречены на провал.

§ 2. Понятие права

В противоположность классическому монистическому подходу мыслитель разработал интегральную концепцию права. В интер­претации Гурвича это означало, что право не есть ни волевое уста­новление, ни естественный закон, ни формальная юридическая нор­ма, ни социальный факт, ни психологический феномен, ни правовое отношение — право включает в себя все эти многообразные аспек­ты и всегда представляет собой нечто большее, чем их совокупность. Наука о праве должна интегрировать в себя принципы разных под­ходов к праву, освобождаясь от их догматической односторонности.

Представления Гурвича о праве в концентрированном виде от­ражаются в его определении права, которому мыслитель придавал большое значение. Это определение само по себе есть теория права

826

ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Г. Д. ГУРВИЧА

Глава 4

в сжатом виде. Гурвич тщательно обдумывал каждое слово своей дефиниции, и все его последующие работы по юридической темати­ке являлись своего рода комментариями к выведенной им формуле.

Определение это таково: «Право представляет собой попытку осуществить в данных социальных условиях идею справедливости (т. е. предварительного и по своей сущности многообразного при­мирения противоречивых духовных ценностей, воплощенных в дан­ной социальной структуре) путем многостороннего императивно-атрибутивного регулирования, основанного на неразрывной связи между правопритязаниями и обязанностями; это регулирование обретает действенность через нормативные факты, которые при­дают регулированию социальную гарантию эффективности, и мо­жет в некоторых случаях обеспечивать выполнение своих требова­ний посредством заранее установленного внешнего принуждения, что не предполагается как обязательное»^"

Правовой плюрализм. Отметим, что Гурвич отнюдь не связывал в своем определении право с государством. Право, доказывал мысли­тель, существует как на государственном уровне, на уровне отдель­ных социальных групп, которые также могут создавать свое право,

так и на уровне общества в целом.

Взаимодействие на индивидуальном или групповом уровнях приводит к возникновению определенных поведенческих стереотипов для каждой из социальных групп. Некоторые из этих стереотипов, отвечающих складывающемуся пониманию справедливости, закреп­ляются в общественной практике и становятся «правопорядками» для соответствующих групп. Образованное таким образом социаль­ное право в той или иной степени закрепляется в законодательстве государства. Так, проводимая профсоюзами забастовка может счи­таться незаконной с точки зрения действующего законодательства. Но участие в ней не только желательно, но и обязательно с точки зрения профессиональной солидарности, чувства справедливости и профсоюзного права. Такое профсоюзное право, не будучи даже официально закреплено, способно порождать общеобязательные предписания, имеющие, с точки зрения Гурвича, все признаки пред­писаний правовых. Другой пример — практика королевских судов

7 Гурвич Г. Д. Философия и социология права / пер. М. В. Антонова, Л. В. Воро­ниной. СПб., 2004. С. 608. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.

827