Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

С идеей личности Алексеев также связывал «принцип внешней действующей причины», или «идею трансцендентного действия»,

как другого необходимого условия общения (коммуникации). Транс­цендентное действие указывает на существование некоего деятеля, независимого центра, человеческой личности, способной лишь «кос­венно узнавать другую личность». Общение было бы невозможным, если бы личности представляли тождественные друг другу сущно­сти, лишенные момента «трансцендентности», по терминологии Алексеева. Но точно также общение было бы невозможно, если бы личности представляли собой абсолютно закрытые монады, не име­ющие между собой ничего общего. Такое «общее» Алексеев нахо­дил в связывающих различных субъектов общих ценностях культуры, в общем этосе, своеобразном «духе народа», делающем возможным установление социального порядка. Этим объясняется и наличие в любом общении момента иррационального как проявления эмо­циональной, ценностной сферы в сознании человека.

В вопросе о межличностных отношениях мыслитель опирался на феноменологическое учение о праве А. Райнаха, вслед за кото­рым он считал, что в каждом социальном переживании необходимо содержится указание на другое лицо. «Поэтому все социальные акты нашей души содержат в себе стремления быть восприимчивыми и быть услышанными другими. Акт прощения вины другого человека не есть еще акт социальный, ибо он может проходить чисто внут­ренне, не будучи сообщен другому. Но приказ есть чисто социальный акт, ибо он всегда обращен к другому лицу, должен быть им выслу­шан, исполнен или не исполнен...» (с. 136). Иными словами, ученый фактически формулирует мысль, согласно которой социальное — это и есть коммуникативное.

Из данных предпосылок Алексеев делал вывод о том, что госу­дарство не может быть ни организмом, ни личностью, оно может быть только сложным отношением между личностями и социальными группами.

Государство как централизованная система отношений есть система правовых отношений. Но так как понятие правоотношения включает в себя, по мысли Алексеева, и понятие субъекта права, то, делал вывод ученый, и «субъект права также должен быть правоот­ношением... Быть субъектом права — это значит пребывать в извест­ном, определенном правопорядком отношении, которое мы называем "субъективным правом"» (с. 149).

796

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Н. Н. АЛЕКСЕЕВА

Глава!

Государство, полагал ученый, — не просто централизованная система отношений, но и система властных отношений между

личностями. Однако власть нельзя уподоблять художнику, лепяще­му статую по своему произволу, так как в этом случае, подчеркивает философ, будет отсутствовать «общение» (коммуникация) и «харак­терный для социальных явлений момент взаимодействия» (с. 180).

Другим характерным признаком организации власти в государ­стве является ее иерархический порядок, воплощенный в высшем суверенном органе. Причем такая власть необходимо имеет харак­тер всеобщий и универсальный. Алексеев особо подчеркивал, что государственная власть (ввиду ее коммуникативной природы) есть власть «социального служения» (с. 201).

Таким образом, государство, по Алексееву, это социальный союз личностей (субъектов права), в котором через общение (коммуника­цию) устанавливается правопорядок как организованное (легитими­рованное) подчинение власти.

Поскольку главными моментами в общении являются наличие общего (общих интересов и ценностей) и наличие частного, индиви­дуального (уникальности каждого человека, делающей необходимым и возможным общение), государство, по мысли Алексеева, должно совмещать общие ценности с частными, так как иначе государство уничтожает само себя, свою суть.4 Таким образом, у Алексеева мы видим развитие концепции коммуникативного баланса личного и общественного, которая проходит красной нитью через всю историю правовых учений России.