Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел IX политические и правовые учения второй половины1здх .

В целом Чичерина можно отнести к представителям либераль­ного консерватизма, основная идея которого как раз и выражалась в обосновании необходимости гармоничного сочетания интересов личности и общества (государства), права и власти. «Только энергия разумного и либерального консерватизма может спасти русское об­щество от бесконечного шатания, — писал Чичерин еще в 60-е годы XIX века. — Если эта энергия появится не только в правительстве но и в самом народе, Россия может без опасения глядеть на свое будущее».38

К мыслителям-правоведам либерально-консервативного на­правления можно отнести также В. С. Соловьева, Н. М. Коркунова, И. А. Ильина, С. Л. Франка, П. Б. Струве, А. С. Ященко, Н. Н. Алек­сеева и др.

Глава 5. В. С. Соловьев

Огромное влияние на формирование русской правовой мысли оказали идеи глубокого и разностороннего мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Его идеи явились одним из основных источников «русского духовного ренессанса» (термин Н. А. Бердяева) начала XX в. и «возрожденного естественного пра­ва» в России. Не случайно один из учеников Соловьева, П. И. Нов­городцев, называл его «блестящим и выдающимся представителем философии права», а другой его последователь, А. С. Ященко, по­святил правовым воззрениям Соловьева целое исследование, в кото­ром доказывал синтетический (интегральный) характер его учения о праве.39 Другой незаурядный философ и социолог права, Б. А. Кис-тяковский, подчеркивал неоценимый вклад Соловьева в защиту са­мой идеи права и государства, которую приходилось отстаивать как от правового нигилизма Л. Н. Толстого, отрицавшего право во имя абсолютных нравственных начал, так и от взглядов Б. Н. Чичерина, утверждавшего, напротив, абсолютное значение правового начала в отрыве от нравственности. По мнению Кистяковского, Соловьев

38 Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 162.

39 Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерали ма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.

704

В. С СОЛОВЬЕВ

привел неопровержимые доказательства в пользу того, что подлинное существо права обладает нравственным характером. Не менее высоко оценивали философию права Соловьева и другие русские философы и правоведы: Б. П. Вышеславцев, Н. Н. Алексеев, И. В. Михайлов­ский, Г. Д. Гурвич и др. Вряд ли можно полностью согласиться с мне­нием М. Лазерсона о том, что среди русских философов права было только два оригинальных мыслителя: идеалист Соловьев и позитивист Петражицкий,40 но то, что именно эти мыслители оказались в самом эпицентре российского дореволюционного правового дискурса, сомне­ний не вызывает.

Наиболее полно правовые идеи Соловьева выражены в следу­ющих его работах: «Критика отвлеченных начал» (1877-1880), «Оправдание добра» (1897), «Право и нравственность» (1897).

§ 1. Концепция всеединства

В молодости Соловьев испытал влияние со стороны славяно­фильской мысли. Этим было обусловлено его внимание к немецкой философии, в частности, к философии Шеллинга. Помимо этого на мировоззрение Соловьева оказали влияние Шопенгауэр, Кант, Гартман, Платон, Плотин, гностики и отцы православной Церкви. В целом философскую концепцию мыслителя следует охарактеризовать как метафизику христианства, как «конкретный» идеализм на религиоз­ной основе.

Соловьев резко выступал против абстрактного рационализма классической философии, страдающей неизлечимой односторонностью. Эта односторонность выражалась в сведении всего либо к понятию, либо к явлению.

В противоположность этой односторонней позиции Соловьев развивает учение о сущем всеединстве. «Истина есть истинное бытие, все и единое», другими словами, истина есть Абсолют и, как таковая, она не может быть дана ни в опыте, ни в рассудке, ни в ощу-Щении и не может быть сведена к логическому мышлению.41

40 Laserson М. Die Russische Rechtsphilosophie // Archiv fur Rechts- und "irtschaftsphilosophie. 1932/33. В. XXVI. S. 303.

4' Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Собр. соч. Т. 2. СПб.: Изд. Товарищества «Общественная польза», б. г. С. 286.

705

Разде-ч IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ X(v

Только через интуитивное познание Абсолюта, или Всеединого как безусловно реального и безусловно универсального, восприми^ маемые в нашем опыте явления могут обрести истинную действи­тельность, а понятия мышления — истинную всеобщность. Такое интуитивное познание возможно только через акт религиозной веры которая составляет предпосылку подлинного познания. Соловьев убежден, что «если разум и опыт без знания мистического лишены истины, то без знания и опыта сама истина лишена полноты и дейст­вительности».42

Таким образом, в цельном, синтетическом знании односто­ронность мистицизма, рационализма и реализма снимаются и соеди­няются воедино. Такую же методологию мыслитель применяет в отношении практического знания. Этика у Соловьева также зиж­дется на религиозной вере. На ней основывается безусловность нрав­ственного принципа, предполагающего действительность бытия Бога и духовную сущность человека. Несовершенство человека и совер­шенство Бога выдвигает задачу бесконечного совершенствования как постепенного перехода от «зверочеловечества» к «Богочеловече-ству». При этом Соловьев стремился совместить религиозное пере­живание, дающее начало безусловности, с принципом нравствен­ной автономии, установленным Кантом в форме категорического императива.

Для социально-этической философии Соловьева также чрезвы­чайно характерно стремление к всеобъемлющему синтезу. Так, для него нравственное выражение общественной жизни возможно толь­ко при условии единства личного и сверхличного, общественного. Это не предполагало, конечно, растворения личности в обществе. Ход мысли философа иной. Соловьев совершено справедливо пола­гал, что конкретная индивидуальность каждого может проявиться только в рамках общества. Поэтому «истинный индивидуализм тре­бует внутренней общинности и неразлучен с нею».43 Без общества, полагал Соловьев, личность немыслима в принципе. Мыслитель всегда выступал против так называемого «социального атомизма», в рам­ках которого общество понималось как механическое объединение противостоящих ему независимых и самодостаточных субъектов. Он был убежден в том, что «разделяющее противостояние» общества и личности есть не более чем «болезненная иллюзия самосознания».

42 Там же. С. 313.

43 Там же. С. 121.

706

Глв<"

а 5

В. С СОЛОВЬЕВ