Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел VIII политические и правовые учения первой половины XIX в.

примером чего является католичество. Только в истинной, православ­ной Церкви существует подлинно соборное единство, сочетающее взаимосвязанность элементов и их свободное самостоятельное су­ществование. «...Единство... совершенно условное, у протестантов состоит только в арифметическом итоге известного числа отдель­ных личностей... а у римлян — только в стройности движений под­данных полудуховного государства». В отличие от них «мы... испо­ведуем Церковь единую и свободную (выделено мною. — Е. Т.)» (1994, 2, 88). Таким образом, делает вывод Хомяков, католицизм есть «единство внешнее, отвергающее свободу, и потому недействитель­ное»; протестантизм есть «свобода внешняя, не дающая единства, а потому также недействительная»; в истинной Церкви единство есть не что иное, как «согласие личных свобод» (1994, 2, 183).

Итак, специфику соборного единства характеризует его связь со свободой. В истинной Церкви, по мысли Хомякова, происходит синтез свободы личности и единства целого. При этом свобода человека трактуется Хомяковым не как свобода выбора, — в таком варианте она не может служить началом, созидающим единство. Свобода понимается мыслителем как свобода самоосуществления в Богообщении, как обусловленная верой, жизнью в Церкви «бы­тийная стратегия человека» (С. С. Хоружий).

Жизнь в Церкви, подчеркивает Хомяков, не лишает человека свободы. Напротив, по мысли философа, «человек находит в Церкви не чуждое что-либо себе. Он находит в ней самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духов­ного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спаси­телем (выделено мною. — Е. Т.). Он... находит в ней то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного существования. Это очищение совершается непобедимою силою взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий» (1994, 2, 87). Таким образом, по мысли Хомякова, для каждого человека бытие в Церкви необходимо предстает как бытие в общении с Бо­гом и другими людьми, входящими в Церковь. И только в таком со-бытии и осуществляется человеческая свобода как свобода само­реализации в Богообщении. «Заключите человека в его личной от­дельности, — пишет Хомяков, — разорвите связь, соединяющую всех христиан в одну живую индивидуальность... и вы заодно пор­вете связь, соединяющую христиан со Св. Писанием» (1994, 2, 116)-

644

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ

Глава 6

Соборность как синтез личной свободы и единства целого, по мысли Хомякова, может быть достигнута только через взаимность любви, связывающей членов Церкви. Мыслитель пишет в связи с этим: католицизм «...есть противная природе тирания. Протестант­ство есть беззаконный бунт... Но где же единство без самовластия? Где свобода без бунта? И то и другое находится в древнем, непреры­вающемся, не изменившемся Предании Церкви. Там единство, об­леченное большею властью, чем деспотизм Ватикана: ибо оно осно­вано на силе взаимной любви. Там свобода, более независимая, чем безначалие протестантства: ибо ею правит смирение взаимной любви» (1994,2,284). Таким образом, соборность есть основанный на взаим­ной любви синтез личной свободы и единства целого.

Этот синтез достигается благодаря действию в человеке божест­венной благодати, первый дар которой и есть любовь. «Церковь, — пишет Хомяков, — не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати... Единство же Церкви не мни­мое; не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом» (1994, 2, 6). Свобода и един­ство предстают как дары божественной благодати, потому для Хо­мякова «вся история Церкви есть история просвещенной благода­тью человеческой свободы, свидетельствующей о Божественной истине» (1994, 2,190).

Следовательно, по мысли Хомякова, соборность имеет благо­датную и сверхэмпирическую природу и не является качеством эмпи­рической социальной реальности. Соборность — особый порядок бытия, созидаемый действием в верующих божественной благодати. Соборность можно также определить как преображенную божественной благодатью реальность. Соборность есть живой опыт, свидетельство синергийного действия божественной благодати и человеческой свобо­ды, богочеловеческая реальность. Эта реальность, пишет Хомяков, «не может заключаться ни в деятельности разобщенных между со­бою личностей, ни в их случайном согласии (мечта реформаторов), ни в рабском отношении к чему-либо внешнему (безумие римлян):

она заключается только во внутреннем единении человеческой Объективности с реальною объективностью (выделено мною. — д- Т.)... живого мира, в том святом единстве, закон которого есть... ни что-либо изобретенное человеком, а Божественная реальность — сам Бог в откровении взаимной любви: это Церковь» (1994, 2, 157).

645