Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

50 Киреевский и. В. Поли. Собр. Соч. М., 1861. Т. 1. С. 195-196.

641

Раздел VIII политические и правовые учения первой половины

союзы на Западе основаны на договоре и подчинены формальности римского права, то община — традиционная для России форма орга­низации сельского населения — «на естественном и нравственном братстве и внутренней правде». Благодаря общинному быту в России «развились общежительные добродетели... которым... ничего равного не представляла еще история мира». К таким добродетелям Хомяков относит «благородное смирение, кротость, соединенная с крепостью духа, неистощимое терпение, способность к самопожертвованию правда на общем суде... твердость семейных уз и верность преда­нию...» (с. 231-232). Итак, крестьянская община, отношения в которой регулируются не юридическими формами, но внутренней, нравствен­ной правдой, являлась для славянофилов социальным идеалом. «Славянская сельская община, русский мир... лучший, святейший остаток народной старины, которому должна была бы подражать и завидовать вся остальная Европа»,— утверждает Хомяков (3, 117).

Однако понятие соборности, впоследствии развитое Хомяко­вым, не относится ни к общине, ни к любому другому исторически конкретному обществу, в котором начала соборности не могут иметь совершенного воплощения, но относится исключительно к Церкви. Однако уже и на этом этапе философ полемизирует с Киреевским, полагавшим, что «христианское учение выражалось в чистоте и пол­ноте во всем объеме общественного и частного быта древнерусского». По мнению Хомякова, «не было ни одного народа, ни одной земли, ни одного государства в мире, которому такую похвалу можно бы было приписать хотя приблизительно» (с. 209).

Учение о соборности Церкви было развито Хомяковым в его богословских трудах 50-х годов и является своего рода дополнени­ем разработанной Киреевским концепции верующего разума. Для Хомякова это была новая попытка разрешить проблему гармониза­ции отношений между личностью и социальным целым, а также определить условия приобщения человека к божественной истине. Как уже отмечалось, концепция соборности не имела своей целью объяснить бытие общества вообще или какого-либо исторически конкретного общественного союза, но призвана была показать су­щественные черты Церкви как онтологического единства верующих. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что соборность в понимании Хо­мякова не есть некий недостижимый человеком идеал, соборность — есть реальный опыт жизни человека в Церкви, способ со-бытия всех верующих во Христа.

642

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ

Глава 6

В понятии соборности можно выделить два аспекта: 1) онтоло­гический — соборность как единство людей, находящихся с Богом и ДРУ1' Щ>УГOM в общении взаимной любви; 2) гносеологический — соборность как условие и вместе с тем результат познания божест­венной истины.

Понятие соборности в онтологическом смысле призвано было показать возможность гармоничного согласия индивидуаль­ной свободы и общественного единства. Хомяков полагает, что такая возможность существует только в обществе верующих — в Церкви. Внимание Хомякова привлекло одно суждение Киреев­ского: «Церковь всегда оставалась вне государства и его мирских отношений... как недосягаемый светлый идеал, к которому они должны стремиться и который не смешивался с их земными пружинами». Развивая эту мысль. Хомяков приходит к пониманию того, что идеаль­ный принцип социального бытия имеет сверхэмпирическую природу и присутствует исключительно в жизни Церкви.

Понятие соборности, положенное Хомяковым в основу своего учения, есть третий атрибут Церкви в христианском Символе веры. Слово «соборный» является русским переводом греческого слова «кафолический». В католической традиции это слово переводилось как «повсеместный, всемирный, всеохватный». В восточно-христи­анской традиции понятие кафоличности, т. е. соборности. Церкви связывалось не с ее внешним распространением, не с эмпирической множественностью лиц, входящих в Церковь, а с ее внутренней ис­тинностью, обусловленной присутствием в ней Христа. Как пишет Хомяков, «не численностью верующих и не видимым их собранием образуется Церковь, но самой связью, объединяющей их» (1994,2,172). Эта связь верующих, поясняет Хомяков, «есть сам Христос» (1994,2, 171), «начало взаимной любви в Иисусе Христе» (1994, 2, 175-176). Учение Хомякова стало, пожалуй, первым опытом раскрытия понятия соборности Церкви.

Понятие соборности раскрывается Хомяковым традиционно через оппозиции. По мнению философа, есть три типа единства, только одно из которых является совершенным, истинным — собор­ным. Различия между ними выражаются прежде всего в типе связи между элементами единства. В первом типе единства связь между его элементами отсутствует либо носит номинальный характер. Таким Для Хомякова является протестантизм. Во втором — связь между эле­ментами единства носит жесткий, сковывающий их свободу характер,

643