Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел VIII политические и правовые учения первой половины XIX в

как утопия. Киреевский пишет в связи с этим: «...Если когда-нибудь случилось бы мне увидеть во сне, что какая-либо из внешних осо­бенностей нашей прежней жизни, давно погибшая, вдруг воскресла среди нас и в прежнем виде своем вмешалась в настоящую жизнь нашу, то это видение не обрадовало бы меня. Напротив, оно испугало бы меня. Ибо такое перемещение прошлого в новое, отжившего в жи­вущее было бы то же, что перестановка колеса из одной машины в другую...».45

Замысел славянофилов был принципиально иным: «Одного только желаю я, — пишет по этому поводу Киреевский, — чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении святой православной Церкви, вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европей­ским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та цельность бытия (выделено мною. — Е. Т.), которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей православной России...» (с. 301). Замысел славянофилов состоял в том, чтобы обре­сти утраченную со времен Петра целостность русской культуры как культуры православной.

§ 2. Концепция «верующего разума» и. В. Киреевского

Для Киреевского путь к обретению целостности русской куль­туры лежал отнюдь не через отвержение «западного просвещения», но через его осмысление в рамках более высокой системы мышления — «цельного сознания верующего разума» (с. 301), учение о кото­ром развивалось в восточной патристике. Вместе с тем мыслитель понимал, что «возобновить философию святых отцов в том виде, как она была в их время, невозможно». Поэтому главная его идея состояла в том, чтобы в свете «живительных истин» святоотеческо-го предания исследовать опыт западной мысли и использовать его, освободив от неоправданного притязания на высшее познание исти­ны. Из такого синтеза приемлемых элементов западной системы

45 Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для филосо­фии // Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. А. С. Хомяков и И. В. Ки­реевский. М., 1995. С. 301. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте главы.

632

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ

Глаеа 6

мышления и восточно-христианской философии должна была,

по замыслу Киреевского, вырасти самобытная русская философия как более высокая ступень по сравнению с рассудочным просвеще­нием Запада (с. 292).

Концепция верующего разума и цельной личности, проти­вопоставляемая Киреевским «раздвоенной образованности Запада», относится к важнейшим составным частям философского наследия славянофилов.

Суть своей концепции верующего разума Киреевский сформули­ровал через характерные для славянофильства оппозиции: «...богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в Право­славном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там раздво­ение сил разума, — здесь стремление к их живой совокупности; там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий, — здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения само­сознания к сердечной цельности и средоточию разума...» (1, 217).

Главная особенность западной культуры мышления, по мнению Киреевского, состоит в исключительном рационализме, т. е. в доми­нировании рационального познания над другими духовными способ­ностями человека. Неотъемлемой принадлежностью европейского просвещения является, в представлении славянофила, «...разрушив­ший его корни анализ, этот самодвижущийся нож разума, этот от­влеченный силлогизм, не признающий ничего, кроме себя и личного опыта, этот самовластвующий рассудок, или, как вернее сказать, эта логическая деятельность, отрешенная от всех других познаватель­ных сил человека (выделено мною. — Е. Т.), кроме самых грубых, самых первых чувственных данных, и на одних созидающая свои воздушные, диалектические построения» (1, 176-177).

Киреевский не только зафиксировал эту важнейшую особен­ность западной культуры, критике которой впоследствии посвятит свои труды В. С. Соловьев, но и предложил ей объяснение. Источ­ник отвлеченно-логического стиля западного мышления Киреевский, как, впрочем, и Хомяков, видит во влиянии на христианскую культуру Европы «древнеримской образованности», которую он рассматри­вает в качестве одной из трех стихий, создавших здание европей­ской цивилизации, наряду с католической Церковью и «возник­шей из завоеваний государственностью».

Характеризуя древнеримскую культуру, Киреевский пишет:

«—отличительный склад Римского ума заключался в том именно, что

633