Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел vhi политические и правовые учения первой половиных1у ,

мною. —Е. Т.)». Таким образом, «воля одного лица как воля, согласная с требованиями правды», является вместе с тем «и волею другого лица, которое, принадлежа к тому же союзу, признает те же самые начала правды; воля одного лица как основанная на правде здесь имеет силу определять деятельность других лиц, дабы они делали что-нибудь или воздерживались от чего-нибудь (выделено мною. — Е. Т.)». Эта «сила» в соответствии с правдой определять деятель­ность других лиц называется Неволиным властью. Соответственно власть лица над лицом, основанная на правде, есть право (jus), отношение же лица, «подвластного к тому, которое имеет власть над ним», обязанностью (pfflcium) (с. 42^43). «Образ существования правды в обществе», делает вывод ученый, и составляют взаимные права и обязанности, которые определяются и охраняются зако­ном. В этом смысле закон (lex) и является выражением требований правды (Justitia).

Итак, в представлении Неволина, право как определенная и охраняемая законом (т. е. постоянным правилом), основанная на правде власть над поведением обязанного лица, возможно только в обществе, которое конституируется нравственным согласием его членов. В этом смысле право — принадлежность любого такого обще­ственного союза. Право же в государстве есть «власть человека над человеком, основывающаяся на правде и потому признанная в госу­дарстве» (с. 45).

Однако возникает вопрос, почему человек в своей деятельности руководствуется не чем иным, как «вечными началами божественной правды»? Ответом на этот вопрос является учение мыслителя о «чис­той воле». В представлении философа, воля, если она совершенно «очищена» «от естественных влечений и независимо от них опреде­ляет себя в своем хотении», «сознает свое чистое существо, свою силу— действовать из себя самой, и... стремится к той творческой деятельности, какая в высшей степени принадлежит Божеству: ко­нечное существо, сознавая свою зависимость от Существа Беско­нечного, необходимо признает такое отношение своей деятельности к деятельности Божества. Поэтому определеннейший и собствен-нейший предмет хотения чистой воли составляет: подражать Боже­ству, образуя все в своем круге по идее Божественного и таким обра­зом во всем по возможности изображая Божество» (с. 36). Таким образом, человеческая воля, очищенная от естественных влечении, необходимо будет стремиться «проявлять и изображать Божествен­ное в общении с подобными себе людьми» (с. 38).

602

Глава 4 к. А. Неволин

§ 2. Соотношение законов нравственного и общественного

Неволин обращается к традиционной для русской философии права проблеме соотношения права и нравственности, трактуя ее как соотношение двух видов законов: нравственного и общественного, или соответственно внутреннего и внешнего. «Правило, по кото­рому должна происходить деятельность существ нравственных, если они не хотят отказаться от своего нравственного достоинства... на­зывается законом нравственным. Правило, по которому должны поступать нравственные существа в обществе, если они не хотят отказаться от самой жизни общественной, может быть названо... зако­ном общественным» (с. 43).

Необходимость существования двух видов законов объясняется Неволиным свойствами человеческого общения: «Общение меж­ду людьми, по самой двойственности их природы, есть двоякого рода:

во-первых, внутреннее, по мыслям, чувствованиям, желаниям; но, во-вторых, внутреннее общение между людьми, не переставая быть внутренним, в то же время делается по необходимости и внешним...». Соответственно существуют и два вида обществ: внутреннее и внешнее, при этом «важнейшее место между разными видами внеш­него общества принадлежит в роде человеческом государству». Оче­видно, не без влияния Гегеля Неволин полагает, что государство есть союз, в котором «высшие цели жизни человеческой получают для себя средоточие и по возможности полное удовлетворение, и притом необходимым и прочным образом» (с. 45).

По мнению ученого, «закон, которым определяются и охраня­ются права и обязанности лиц в обществе, есть прежде всего внут­ренний, т. е. который открывается каждому непосредственно его ра­зумом и охраняется в своем действии одной совестью». Однако «права и обязанности, признанные во внешнем обществе, и именно в государстве, определяются и охраняются законом также внешним, т- е. признанным в этом внешнем обществе, выраженным во внеш­них знаках и огражденным в своем действии внешней силой» (с. 46).

Неволин справедливо полагает, что «для руководства людей в их общественной жизни одного внутреннего закона недостаточ­но». Необходимость существования внешнего, общественного, за­кона, во-первых, объясняется тем, что разум, с помощью которого человек познает нравственный закон, может быть недостаточно об­разован, а потому «требования закона внутреннего... могут быть...

603