Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

§ 2. Территориальное устройство Российской республики

При решении вопроса о форме территориального устройства будущей Российской республики Пестель исходит из признания двух «естественных» прав: права народности и права благоудобства. Право народности — это право небольших народов, подвластных большому

31 Избранные социально-политические и философские произведения декаб­ристов. С. 161-162.

594

П. И. ПЕСТЕЛЬ

государству, образовать самостоятельное государство. Право благо­удобства — право большого государства включать в свой состав малые народы с тем, чтобы они умножали его собственные силы, а не силы соседнего большого государства (с. 13).

Пестель формулирует правило, призванное, по его мнению, разрешить конфликт между «правом народности племен подвласт­ных» и «правом благоудобства для народа господствующего»: право народности существует только для тех народов, которые способны пользоваться политической независимостью, право же благоудобства «принимается в соображение для утверждения безопасности, а не для какого-либо тщеславного распространения пределов государ­ства». Таким образом, делает вывод Пестель, «племена, подвласт­ные большому государству, не могущие по слабости своей пользо­ваться политической независимостью», должны состоять под властью каких-либо больших соседних государств, так как право народно­сти есть для них «мнимое и не существующее». Они должны слить свою народность с господствующей и перестать бесполезно мечтать о несбыточной для них политической независимости (с. 14-15).

Применив это «коренное правило» к территориальному устройству России, Пестель заключает, что «Финляндия, Эстляндия, Лифлян-дия, Курляндия, Белоруссия, Малороссия, Новороссия, Бессарабия, Крым, Грузия, весь Кавказ, земли Киргизов, все народы Сибирские и разные другие племена, внутри государства обитающие», никогда не пользовались политической независимостью и всегда входили либо в состав России, либо в состав других «сильных» государств. Следовательно, и «на будущие времена, по слабости своей, никогда не могут составлять особых государств», а потому они должны «навеки отречься от права отдельной народности» и «на вечные времена» остаться в составе российского государства (с. 15-16).

В отношении Польши, хотя и входящей в состав России, но пользовавшейся в течение многих веков политической независимо-^ью, «право народности должно брать верх над правом благоудобства». Соответственно, полагает Пестель, по праву народности «велико­душный российский народ» должен даровать Польше политическую самостоятельность. Однако форма правления Польши должна быть, ^ак и в России, республиканской (с. 18-19).

Разделяя государства на унитарные (неразделимые) и федера­тивные, Пестель сосредоточивается на критике последних. Во-пер-ьых, «верховная власть в федеративном государстве не законы дает,

595

Раздел VIII политические и правовые учения первой половины Хгу

но только советы: ибо не может иначе привести свои законы в испол­нение, как посредством областных властей». Кроме того, в случае неподчинения области центральной власти, необходимо вести «междо­усобную войну», из чего следует, по мнению Пестеля, что в федера­ции изначально заложено «семя разрушения». Во-вторых, недостат­ком федеративного устройства являются слабые политические связи между областями федерации, постоянно стремящимися к полити­ческой независимости. В-третьих, Пестель убежден, что «слово Го­сударство будет тогда слово пустое, ибо никто нигде не будет видеть государства, но всякий везде только свою частную область; и потому любовь к отечеству будет ограничиваться только любовью к одной своей области» (с. 22-23).

Для России же, полагает Пестель, федеративное устройство было бы особенно «пагубно» вследствие чрезвычайной разнород­ности частей государства. Эта разнородность еще более усилится при федеративном устройстве, что приведет к отсоединению этих разнородных областей от коренной России, и она потеряет тогда «не только свое могущество, величие и силу, но даже и бытие свое между большими и главными государствами». На этом основании Пестель считает необходимым коренным законом объявить Российское го­сударство «единым и неразделимым» и отвергнуть как «величай­шее зло» всякую мысль о федеративном устройстве России (с. 23). Столицей новой Российской республики, по замыслу Пестеля, должен был стать Нижний Новгород, переименованный, однако, во Владимир в честь князя-Крестителя Руси (с. 26). Петербург также подлежал переименованию — в Петроград (с. 28).

На всей территории России, по проекту Пестеля, должны дейст­вовать одинаковые законы. Законы государства, в представлении декабриста, суть «наставники народов»: от законов «исходит направ­ление умов», они «образуют и воспитывают народы», делают «на­роды таковыми, каковыми они суть». Одинаковые законы «на целом пространстве государства более всего содействовать будут к дарова­нию все частям оного одинакового оттенка нравственности, а тем самым произведут ту крепкую политическую связь в государстве, коей существование столь благодетельно» (с. 38).

«Общую массу всех российских обитателей» Пестель делил на три разряда: 1) коренной народ русский, или племя славянское, 2) племена, к России присоединенные; 3) проживающие в России иностранцы.

596

Глава •?

Л. И. ПЕСТЕЛЬ

В первый разряд Пестелем включались не только «собственно так называемые россияне, населяющие губернии Великороссий­ские», но также и «малороссияне», и белорусы, так как у них один язык (различны только наречия) и одна православная вера (с. 39).

Из племен, к России присоединенных, временное Верховное правление должно уделить наибольшее внимание кавказским наро­дам, которые «не пропускают ни малейшего случая для нанесения России всевозможного вреда» (с. 17). Поскольку «все опыты уже доказали невозможность склонить сии народы к спокойствию сред­ствами кроткими и дружелюбными», временному Верховному прав­лению вменяется в обязанность разделить кавказские народы на «мирные» и «буйные». Первых следует «оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство», вторых — силою пересе­лить во внутренние губернии России, «раздробив их малыми коли­чествами по всем русским волостям», а «земли, отнятые у прежних буйных жителей», отдать русским переселенцам с тем, чтобы «из­гладить на Кавказе все признаки прежних его обитателей и обратить сей край в спокойную и благоустроенную область русскую» (с. 48).

Иностранцы, постоянно проживающие в России, по проекту Пестеля, не должны иметь следующих прав: 1) права собственности на недвижимое имущество; 2) политических прав; 3) права занятия государственной должности (с. 54).

Главная цель национальной политики временного Верховного правления, согласно замыслам Пестеля, должна состоять в том, чтобы из всех племен и народов, Россию населяющих, «составить только один народ, и все различные оттенки в одну общую массу слить так, чтобы обитатели российского государства все были русские». Когда же эта цель будет достигнута и «все различные племена, в России обретающиеся, к общей пользе совершенно обрусеют», тогда Рос­сия будет возведена «на высшую степень благоденствия, величия и могущества» (с. 56).

597