Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел vii______политические и правовые учения в век просвещения

своего развития общество «довольствовалось немногими и несовершен­ными законами», не нуждаясь в «нарочитых людях для истолкования оных», то впоследствии появляется особое сословие «законоискус-ников» — «особенных людей, которые одному оному (законоуче­нию. — Е. Т.) должны посвятить свою жизнь» (с. 153).

При известной наивности представлений Десницкого на про­исхождение власти, права и государства, следует отметить предпри­нятую им попытку рассмотреть этот вопрос исторически в век гос­подства рационалистических договорных теорий происхождения государства. В этом смысле Десницкий предугадал «исторический дух» правоведения XIX столетия, который впоследствии будет им­портирован в Россию из Германии учениками М. М. Сперанского, обучавшимися у главы исторической школы права Ф. К. фон Савиньи.

§ 3. Проект государственных преобразований

Программа государственных преобразований, как уже отмечалось, была разработана Десницким в связи с работой Комиссии о сочине­нии проекта нового Уложения, когда, по словам ученого, Екатерина П «и последнего из подданных, самоеда, приглашает участником быть в законодательной власти» (с. 149).

Его проект не затрагивал основы монархии, которой Десниц­кий отдает очевидное предпочтение перед республикой, полагая, что последней форме правления присущ ряд существенных недостат­ков: «В прямой республике, как в таком правлении, которое больше есть правление законов, нежели людей, весьма трудно можно обой­тись без смятений и треволнений. И... невозможно удержать всех в единомысленном повиновении верховной власти, в которой всякий гражданин принимает равномерное участие. Здесь и последний ду­мает о себе, что он наравне с первым. Такое мнение равенства часто в республике выходит за предел и делается препятственным к согла­сию... В таких обстоятельствах законы и не делаются и не исполня­ются со строгостью и беспристрастностью, от чего рождается все­народное своевольство и раздор в отечестве» (с. 182-183).

Вместе с тем Десницкий считает необходимым организовать систему управления в монархии в соответствии с принципом разде­ления властей, предлагая учредить законодательную, судительную и наказательную, т. е. исполнительную, власти, причем так, чтобы

554

СЕ. ДЕСНИЦКИЙ

«одна власть не выходила из своего предела в другую» (с. 101). Хотя Песницкий и подчеркивает, что законодательной власти в Россий­ской империи, «кроме монархов, никто в полном значении не может иметь», однако считает необходимым участие в законодательной власти Правительствующего Сената, но в значении законосовеща­тельного органа. Сенат, по мысли Десницкого, должен был состоять из шестисот-восьмисот «персон», избранных от различных сосло­вий: «из земельных владельцев... из купеческих и художественных людей (т. е. ремесленников. — Е. Т.),.. из духовных и училищных мест». При этом сенаторы «не должны ни полушки иметь жалова­нья, довольствуясь... одной честью и привилегиями, какими их мо­нархам российским заблагорассудится наградить за такое рачитель­ное их старание об отечестве» (с. 103). Сенаторы должны были избираться сроком на пять лет, но не более двух сроков подряд с тем, чтобы большее число людей могли «оказать свои услуги отечеству и научиться правоправлению и законоискусству в сенаторской долж­ности» (с. 104). Члены Сената обладали равными правами независи­мо от сословной принадлежности. Все решения Сената подлежали утверждению монарха. При этом уклонение от занятия сенаторской должности рассматривается Десницким как повод «стыдиться пред Богом и пред всем светом»: «Наше отечество, — утверждает уче­ный, — составляет некоторую целость, которой мы все считаемся частные члены, почему за непростительный грех поставляется у народов, если кто, живучи в отечестве, независящим себя от оного считает» (с. 106).

Наибольший интерес представляет часть проекта Десницкого, посвященная принципам организации судебной власти. Десницкий впервые формулирует требование устности и гласности судопроиз­водства. «Не худо бы было, — советует он Екатерине П, — если бы... судьям приказано было все решения дел криминальных и тяжебных печатать и издавать оные во всенародное известие, ибо через сие установление такой изрядный успех в правосудии произведен быть может, что и судья принужден будет с великою осторожностью по­ступать в суде. И люди притом, читая разные решения... больше будут научаться всему тому, чего им в житии и во владении своем опасать-ся должно» (с. 109). Гласность судопроизводства, в представлении Десницкого, будет иметь большое воспитательное значение для об-Щества, пробуждая в нем стремление к уважению чужих и защите еобственных прав. «Да ничто в тайне, но откровенно и посторонним

555