Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

§ 2. Антропоморфная модель государства

и концепция симфонии церковной и княжеской власти

Политические взгляды Никифора характеризуются синтезом идей античной политической философии, заимствованных прежде

515

Раздел vi______политические и правовые учения эпохи средневековья

всего из «Государства» Платона, и византийской политической

мысли при доминировании последней. Подобно Платону, опреде­лявшему, что строению человеческой души соответствует деление сословий в государстве, Никифор предлагает антропоморфную, т. е. подобную человеку, модель государства. Душе, которая, «сидя» в голове, управляет всем телом через пять своих «слуг»-чувств, упо­добляется князь, который, находясь в столице, «управляет через своих воевод и слуг всею землею». Таким образом, государство у Никифора уподоблено человеку: подданные являются телом, князь — душой, слуги и воеводы, при помощи которых князь управляет подданны­ми, — чувствами. Источником такого органического представле­ния о государстве также было учение Платона, писавшего: «Мы уподобили благоустроение государства телу» (Государство. IV, 464Ь). При этом образное уподобление разума правителю, а чувств — его слугам и воеводам, также имеет своим источником идею Платона о том, что «разумное начало должно управлять» (Государство. 442а). Никифор лишь перевел идею древнегреческого философа на язык древнерусских реалий.

Рассуждения Никифора о происхождении княжеской власти, ее обязанностях по отношению к церкви, находятся в русле традиций византийской политической философии, адаптированных, однако, к со­циально-политическим условиям княжения Владимира Мономаха.

В Послании Никифора «О вере латинской» нашла выражение христианская идея божественного происхождения власти, являв­шаяся основой византийского политического мировоззрения: «Один Бог царствует над небесными, — пишет Никифор, — князьям же дано с Его помощью царствовать над земными». В Византии пред­ставления о божественном происхождении власти были неразрывно связаны с политическим монархизмом: божественное происхожде­ние имеет отнюдь не всякая власть, но исключительно монархия. Однако Никифор умалчивает в Посланиях о столь естественном для византийца монархизме светской власти. Возможно, это объясняется тем, что Владимир Мономах в своей политике отказался от принципа «единодержавия»,, завещав правление нескольким своим сыновьям, что, очевидно, и повлияло на позицию Никифора в данном вопросе.

Продолжая традицию митрополита Илариона, Никифор предла­гает обоснование династическому принципу передачи власти с точ­ки зрения концепции христианского провиденциализма. В глазах Никифора соединение во Владимире Мономахе греческой царской

516

Глава2__ никифор

и русской княжеской крови является результатом закономерных дейст­вий божественного промысла, предуготовившего его к правлению:

князя «Бог издавна провидел и избрал, уже в материнской утробе освятил и помазал». Никифор следует здесь основным положениям современной ему византийской политической философии, которая в своем развитии претерпела изменение от идеи божественного из­брания достойнейшего к представлению о божественном избрании наследного правителя. Вместе с тем, обращаясь к Владимиру Моно­маху как «сыну Всеволодову, внуку Ярослава», митрополит следует уже архаичной древнерусской родовой традиции, объединявшей адре­сата с его прославленными предками.

Обязанности князя как «доброго главы всей христолюбивой земли нашей» раскрываются Никифором в контексте византийской концепции симфонии церковной и светской власти (см. об этом разд. VI, гл. 1). Князья, наставляет митрополит Владимира Монома­ха, «от Бога даны святой церкви для укрепления и наставления вру­ченных им от Бога людей». Божественное «избрание» на княжеский престол наследственного правителя рассматривается Никифором прежде всего как призвание князя к «укреплению православной веры». Вместе с тем, в представлении Никифора, церковь обладает двумя важными правами по отношению к княжеской власти. Цер­ковь прежде всего имеет право давать нравственные наставления князю: Никифор поясняет в Послании Мономаху, что он написал его «ради наставления, как положено по церковному уставу». Второе право позднее получит на Руси название «печалования», т. е. заступ­ничества церкви перед властью о несправедливо осужденных. Ники-фор призывает князя: «Рассуди о изгнанных тобой и о осужденных тобой на наказание. Вспомни о всех униженных, кого кто оговорил и кого кто оклеветал, и сам рассуди таковых, наставляемый Богом». Таким образом, послание Никифора — едва ли не первое письмен­ное свидетельство церковного заступничества.

Наряду с традиционными для концепции симфонии властей обя­занностями князя по отношению к Церкви Никифор особо выделяет светские обязанности правителя. Главная из них — обязанность личного участия князя в отправлении правосудия, что было не­характерно для византийской политической практики, но на Руси являлось одной из древнейших прерогатив и вместе с тем обязанно-сть10 княжеской власти. Никифор призывает князя хранить нелице­мерное правосудие и «творить правду во всякое время».

517