Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕК^

приложил немалые усилия для того, чтобы сделать коммуникативную стратегию познания социального мира доминирующей в современ­ной гуманитаристике. При этом речь опять-таки шла не о тотальном отрицании иных подходов, а об их уточнении и дополнении. Хабермас например, соглашается с Марксом относительно того, что труд яв­ляется одним из основных факторов антропогенеза, но полагает что Маркс преувеличил его значение. По мнению Хабермаса, труд и его порождение — инструментальный разум — лишь одно из изме­рений человеческой жизни. Фактически же именно язык и коммуни­кация являются средствами, окончательно выделившими человека из животного мира, а абсолютизация труда завела Маркса, по мысли Хабермаса, в ловушку «экономического сверхдетерминизма».

В своей «Теории коммуникативного действия» Хабермас, в част­ности, защищает идею, в соответствии с которой современное право нуждается в моральном обосновании справедливости норм на прак­тике, поэтому право нельзя представлять в виде полностью рацио­нализированного феномена. Но насколько моральное суждение может быть рационально обосновано? Хабермас полагает, что с пост-мета­физической точки зрения нельзя считать, что философия может пред­ставить неоспоримые и рационально обоснованные моральные нормы. Философские исследования в лучшем случае могут лишь обозначить условия для тех процессов, в рамках которых нормы могут быть легитимированы людьми, исходя из их жизненного мира. Поэтому принцип дискурсивной этики (имеющей самое не­посредственное отношение к праву) гласит: «Только те нормы могут претендовать на общезначимость, которые легитимируются или могут быть легитимированы всеми участниками практического дискурса, которым адресуется норма».

Таким образом, Хабермас и Кауфман солидарны в том, что совре­менное право позиционировано между системой и жизненным ми­ром, между фактичностью и значимостью, что не исключает ни его рациональности, ни его моральной обоснованности (легитимности).

468

Глава 10 интегративная юриспруденция

Интегративная (интегральная, интегрированная) юриспруденция (теория права, правопонимание) —явление, характерное именно для постклассической правовой мысли. Классические теории права отчетливо продемонстрировали как недостаточность «односторонних» представлений о праве, так и невозможность преодоления такой одно­сторонности на базе классической методологии. Начало XX в. уже показало невозможность создания «чистых» теорий, ярким приме­ром чего явились «психологическая» теория права Л. Петражицкого, «чистая» теория права Г. Кельзена, правовые теории американских и скандинавских реалистов. Преобладающими становятся такие под­ходы к правопониманию, которые рассматривают право как слож­ный, многоаспектный комплекс. Именно поэтому достаточно слож­но выделить в отдельную группу представителей интегрального (интегративного) правопонимания в западной правовой мысли. Их можно найти и среди сторонников естественного права (Радбрух, Кауфман, Фуллер), и среди сторонников иных вариантов правопони­мания (Коссио, Хабермас и др.). К числу наиболее ярких представи­телей этого направления следует отнести Дж. Холла и Г. Дж. Бермана, считавшими себя представителями интегральной юриспруденции, а также Л. Фуллера, который позиционировал себя как сторонника естественного права, однако также создал, на наш взгляд, вариант именно интегральной теории права.