Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

§ 7. Идея всемирной истории

Кант — исторический оптимист. В своей телеологии (учении о цели) он доказывает закономерность достижения человечеством не­коего всемирно-гражданского состояния. Он полагает, что все при­родные задатки человека, которые и позволяют ему стать моральным существом, получают развитие не в каждом отдельном индивиде, а в человеческом роде. Ведь жизнь каждого человека коротка, а род бессмертен. Кроме того, в деятельности каждого отдельного чело­века невозможно проследить ту великую цель, которая есть у приро­ды по отношению к человеческому роду, а «природа, — пишет Кант в трактате "К вечному миру", — неодолимо хочет, чтобы право по­лучило, в конце концов, верховную власть» (7, 33).

Природа, определив цель истории — господство права, соз­дает и средство для ее достижения. Этим средством становится со­циальный антагонизм. «Под антагонизмом я разумею здесь, — °бъясняет Кант, — недоброжелательную общительность людей, т. е. их склонность вступать в общение, связанную, однако, с всеобщим сопротивлением, которое постоянно угрожает обществу разъедине­нием». Если бы люди жили в условиях полного единодушия, считает к.ант, то все задатки остались бы неразвитыми: «Люди, — пишет он>""— столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сдела-и бы свое существование более достойным, чем существование

261

Раздел III политические и правовые учения возрождения и нового времени

домашних животных... Поэтому да будет благословенна природа за не­уживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные зачатки человечества оставались бы всегда неразвитыми». Эти свойства чело­веческого рода являются источником прогрессивного развития и обу­словливают возникновение права, которое обеспечивает совместимость свободы одного со свободой другого. «Вступать в состояние принужде­ния заставляет людей, вообще-то расположенных к полной свободе, беда, и именно величайшая из бед —та, которую причиняют друг другу сами люди, чьи склонности приводят к тому, что при необузданной свободе они не могут ужиться друг с другом» (8, 16-18).

Создания государств, однако, не достаточно для достижения господства права. Следующим шагом в этом направлении является создание союза государств, в котором обеспечивается безопасность и права даже самого маленького государства. Таким образом и соз­дается всемирно-гражданское состояние, в котором развиваются все . задатки человеческого рода. И здесь неизбежно возникает вопрос:

а не утопист ли Кант? Думается, что нет. Всемирно-гражданское со­стояние — это некая априорная идея, объясняющая общее направ­ление развития человечества. Практическое ее значение заключается в том, что она определяет особый взгляд на мир и становится регу­лирующей нормой-целью. Кант пишет по этому поводу: «Я же со своей стороны имею доверие к теории, которая исходит из правового принципа, указывающего, каково должно быть отношение между людьми и государствами, и которая рекомендует земным богам мак­симу во всех своих спорах действовать так, чтобы их поступки при­водили к подобному всеобщему государству народов, и, значит, счи­тать, что оно возможно (in praxi) и что оно может существовать...» (8, 204). А в приложениях к трактату «К вечному миру» Кант про­возглашает принцип подчиненности политики праву: «Право чело­века должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти. Здесь нет середины, и нельзя придумывать прагматически обусловленное правило (нечто промежуточное между правом и пользой); вся политика обязана преклонить колени перед правом, тогда она может надеяться, что достигнет, хотя и медленно, той ступени, где воссияет надолго» (7,49).

Итак, Кант, подданный одного из самых абсолютистских госу­дарств Европы — Пруссии, подытожил развитие классического либерализма XVII-XVIII вв.

262