Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Козлихин, Поляков, Тимошина - История политичес...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Глава 3 платой

А если людей вдруг вывести на яркий свет, они, ослепленные, вообще ничего не смогут увидеть. Поэтому путь к свету долог и труден. Но цель того стоит — это высшее знание, знание идеи блага.

Итак, идея блага венчает всю иерархию идей, это некая идея идей, норма норм. Мир идей, с одной стороны, — это нечто сущест­вующее само по себе, а с другой — цель для мира вещей, образец для них.

Как политический мыслитель Платон не удовлетворен сущест­вующим положением дел в современных ему полисах. Свое пред­назначение как философа он видит в критике окружающего его мира политических вещей и в познании идеи справедливого государства (полиса).

§ 2. Критика существующих форм государства и закономерности их кругооборота

Платон полагал, что ни одно из существующих государств «не­достойно натуры философа» (Государство. 497Ь). Все они в большей или меньшей степени порочны. Он выделил четыре вида порочного государственного устройства. Тимократия — государственное уст­ройство, наиболее близкое к совершенному; затем, по мере извра­щения и отдаления от идеала, следуют олигархия, демократия и ти­рания. Каждому виду государственного устройства соответствует свой склад человеческой души. Пожалуй, Платон — первый ученый, который всерьез стал заниматься изучением политических нравов и доказал прямую связь между ними и формами государства.

Тимократия (власть честолюбцев) — строй, занимающий про­межуточное положение между аристократией и олигархией. «Там, — пишет Платон, — побоятся ставить мудрых людей на государствен­ные должности, потому что там уже нет простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться в сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще — скорее рожденных для войны, чем для мира; там будут в чести воен­ные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать» (Государство. 547е-548). Властвующие будут стремиться к богатству и удовольствиям. Однако это стремление еще будет считаться по­стыдным. Поэтому «удовольствиям они предаются втайне, убегая от закона, как дети от строгого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение ...» (Государство. 548Ь).

33

Раздел I политические и правовые учения в древней греции и риме

Тимократический человек — грубый воин. Он охотно слу­шает образованных людей, но сам образованием не отличается. Воен­ное искусство и военные подвиги он ценит выше всего, любит зани­маться охотой и гимнастикой. При этом он чрезвычайно властолюбив и честолюбив.

Постепенно стремление к богатству перестает считаться по­стыдным, в кладовых у частных лиц появляется все больше золота. Это и губит тимократию. На смену ей приходит олигархия. «Это строй, основанный на имущественном цензе; у власти там стоят бо­гатые, а бедняки не участвуют в правлении» (Государство. 550d). Стяжательство и нажива получают там одобрение. Богачи становятся самыми уважаемыми людьми. Только они допускаются к государ­ственным должностям. В этом состоит главный порок олигархии. Потому дорвавшиеся до власти не являются правителями в букваль­ном смысле этого слова. Они растратчики готового. Человек оли­гархический путает честь с богатством. Это человек стяжающий. Богатыми, как известно, все быть не могут: противостояние бедных и богатых — сущностная черта олигархии. Количество бедняков в олигархии стремительно увеличивается, что и предрешает судьбу олигархии. Бедняки одерживают победу. Часть богачей уничтожают, часть изгоняют, кого-то оставляют, уравнивая в правах. Имуществен­ный ценз отменяется, должности замещаются по жребию. Устанав­ливается демократия.

Демократия славна свободой. Однако, по мнению Платона, свобода в демократическом государстве тождественна своеволию и распущенности. Демократический человек — человек распущен­ный. Каждый имеет возможность делать то, что он хочет. Такая жизнь может показаться привлекательной. Этот строй, пишет Платон, не имеет должного управления, но он приятен и разнообразен. «При нем существует своеобразное равенство — уравнивающее равных и неравных» (Государство. 558Ь). Там каждый считает себя свобод­ным и равным с другими и живет так, как ему заблагорассудится. Многие позавидовали бы такой жизни. Но демократия порождает тиранию — самую скверную форму государственного устройства. Ненасытное стремление к богатству погубило олигархию, а стрем­ление к свободе — демократию. «Ведь чрезмерная свобода, по-ви­димому, и для отдельного человека, и для государства, оборачивает­ся не чем иным, как чрезвычайным рабством... Так вот, — заключает Платон устами Сократа, — тирания возникает, конечно, не из какого

34