Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эрнест Сатоу Рук-во по дип.практике.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
979.38 Кб
Скачать

§ 810. По вопросу о «добрых услугах» и «посредничестве» Оппенгейм пишет:

«Статьи 2—8 Гаагской конвенции о мирном урегулировании международных споров3 продиктованы стремлением побудить подписавшие конвенцию державы более часто обращаться к добрым услугам и посредничеству третьих государств.

1. В указанных статьях подчеркивается, что непричастные к спору государства имеют право предлагать свои добрые услуги или посредничество и что осуществление этого права не следует рассматривать как недружелюбное действие.

2. Добрые услуги и посредничество имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут считаться обязательными (ст. 6).

3. Принятие посредничества (ст. 7) не должно вызывать приостановку или отсрочку мобилизации и других приготовительных мер к войне или препятствовать их проведению, равно как оно не должно вести к войне, когда война началась до принятия сторонами посредничества, если не имеется иного соглашения»4.

§ 811. Расследование как способ разрешения международных споров также ведет свое начало от Гаагской конвенции 1899 года. Статья 9 этой конвенции следующим образом определяет общий принцип способа разрешения споров:

«В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов и проистекающих из разногласия в оценке фактических  {410}  обстоятельств дела, Договаривающиеся Державы признают полезным и желательным, чтобы Стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей будет лежать обязанность облегчать разрешение этих споров выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования».

Статья 14 этой же конвенции устанавливает:

«Доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, отнюдь не имеет характера третейского решения. За Сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами».

Конвенция 1907 года содержит подробные постановления об устройстве и деятельности следственных комиссий. Несомненно, однако, что основным моментом расследования как способа разрешения споров является составление каким-либо беспристрастным органом доклада, ограничивающегося выяснением фактических обстоятельств и не обязательного для сторон.

§ 812. Примирение определяется Оппенгеймом как «способ разрешения споров путем передачи их в комиссию, состоящую из лиц, задачей которых является расследование фактов и (обычно после того, как комиссия выслушала обе стороны и постаралась привести их к соглашению) составление доклада, содержащего предложения об урегулировании спора, причем, однако, эти предложения не имеют обязательной силы судебного или третейского решения»1. В противоположность этому «международный третейский суд имеет предметом решение споров между государствами судьями по их выбору и на основании уважения к праву. Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться третейскому решению»2. Таким образом, примирение и третейское разбирательство имеют своим предметом действительное разрешение международных споров, а не осуществление или возобновление переговоров между сторонами, что является предметом добрых услуг или посредничества и даже расследования3. Различие между примирением и третейским разбирательством заключается в том, что: 1) решение третейского суда имеет обязательную силу для сторон, тогда как доклад согласительной (примирительной) комиссии не имеет такой силы и 2) решение третейского суда выносится «на основе уважения к праву», в то время как согласительной комиссии предоставляется рекомендовать решение, не основывающееся на действующем праве. Далее, третейское разбирательство сходно с «судебным урегулированием» в том, что и то и другое «имеет предметом урегулирование разногласий между государствами... на основе уважения к праву» и что судебное решение  {411}  обладает не менее обязательной силой для сторон, чем третейское решение. При этом, однако, если третейское решение выносится судьями или арбитрами, выбранными непосредственно или посредством самих сторон, то при судебном урегулировании — судебным органом, состоящим из судей, выбранных на более широкой основе1.

§ 813. Согласно Гаагской конвенции 1899 года, была учреждена Постоянная палата третейского суда. Конвенцией предусматривалось, что Палата «будет компетентна для всех случаев третейского разбирательства, если только сторонами не будет заключено соглашения об установлении особого суда» (ст. 21); что «Международное бюро, учрежденное в Гааге, служит канцелярией Палаты» (ст. 22); что «Каждая Договаривающаяся Держава назначает не более четырех лиц, которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи» и что эти лица являются членами Палаты2 (ст. 29); и что Международное бюро находится под руководством и контролем «Постоянного Распорядительного Совета, образованного из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей Договаривающихся Держав и Нидерландского министра иностранных дел, который будет исполнять обязанности Председателя» (ст. 28)3. Конвенция 1899 года содержала также ряд статей о порядке (процедуре) третейского разбирательства, которые были потом разработаны конвенцией 1907 года.

§ 814. Государствами было заключено большое число договоров, предусматривающих урегулирование международных споров тем или иным из описанных выше способов или сочетанием нескольких способов. Наиболее полным и широким является Общий акт о мирном разрешении международных споров, заключенный 26 сентября 1928 г. Основные положения его следующие:

Глава I

О согласительной процедуре

Статья 1.

Споры всякого рода между двумя или несколькими сторонами, присоединившимися к настоящему Общему акту, которые не могли бы быть разрешены дипломатическим путем, будут, за исключением возможных оговорок, предусмотренных в ст. 39, подлежать согласительной процедуре на условиях, предусмотренных в настоящей главе.  {412} 

Статья 2.

Споры, указанные в предшествующей статье, будут переданы постоянной или специальной согласительной комиссии, образованной тяжущимися сторонами.

Статья 12.

При отсутствии иного соглашения сторон решения согласительной комиссии будут приниматься по большинству голосов и комиссия может принимать решения по существу спора только при наличии всех ее членов.

Статья 15.

1. Согласительная комиссия будет иметь задачей выяснить спорные вопросы, собирать для этой цели путем следствия или иными путями все потребные материалы и стараться привести стороны к соглашению. Она может после рассмотрения дела сообщить сторонам условия разрешения вопроса, представляющиеся ей подходящими, и назначить им срок, в течение которого они должны высказаться.

2. По окончании своих работ комиссия составит протокол, констатирующий, смотря по обстоятельствам, либо, что стороны пришли к разрешению вопроса и, в надлежащем случае, содержащий условия разрешения, либо, что стороны не могли быть приведены к соглашению. В протоколе не будет указываться, были ли решения комиссии приняты единогласно или по большинству голосов.

3. Работы комиссии должны быть, если только стороны не согласились иначе, окончены в течение шестимесячного срока, считая со дня, когда спор был представлен комиссии.