Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эрнест Сатоу Рук-во по дип.практике.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
979.38 Кб
Скачать

§ 418. Галлек замечает:

«Он имеет право на беспрепятственный проезд через владения всех государств, с которыми его страна находится в дружественных отношениях, и на все те почести и охрану, которые народы взаимно оказывают их дипломатическим представителям, в зависимости от их ранга и официального положения. Если государство, через которое представитель предполагает проехать, имеет серьезные основания подозревать, что он преследует недружественную цель, или опасаться, что он злоупотребит своим правом для подстрекательства народа к восстанию, для разведки в пользу врагов данного государства или для организации заговоров против безопасности его правительства, то оно может вполне обоснованно и корректно отказать такому представителю в разрешении на беспрепятственный проезд. Но если беспрепятственный проезд предоставлен (предполагается, что он всегда будет разрешен дружественной державе, если нет особых мотивов для отказа), то представитель имеет право на уважение и на охрану, и всякое оскорбление или обида, нанесенные ему, рассматриваются как оскорбление или обида для государства, которое посылает данного представителя и в которое он послан»2.

§ 419. В наше время все народы настолько заинтересованы в том, чтобы их дипломатическим представителям разрешалось свободно и беспрепятственно проезжать через страны, которые им приходится пересекать, к месту своего назначения или обратно, что обычно им предоставляются все необходимые льготы и оказывается предупредительность. Следует только рекомендовать одну предосторожность — представителю надо позаботиться о паспорте, надлежащим образом завизированном соответствующими учреждениями, в котором было бы точно указано официальное положение представителя, а также получить от дипломатического представителя третьего государства в своей собственной стране открытый лист (laisser-passer) на пропуск его багажа через таможни этого государства с предоставлением всех обычных льгот. При возвращении представителя из столицы, где он аккредитован, он обычно имеет возможность получить такую же льготу от своего коллеги, в этом городе.  {233} 

§ 420. Что касается иммунитета дипломатического представителя в отношении юрисдикции третьего государства, авторы расходятся во мнениях, и международное право не дает в этом отношении каких-либо твердо установленных норм.

§ 421. Барон Хейкинг пишет:

«Цель экстерриториальности состоит в том, чтобы освободить дипломатические функции от всяких затруднений со стороны властей иностранного государства. Эта цель может быть достигнута только в государстве, которое принимает посла и в котором должны осуществляться его дипломатические функции. Ясно, стало быть, что в тех государствах, в которых посол находится лишь проездом, предоставляемые ему привилегии экстерриториальности не имеют смысла. Он может требовать их только в том случае, если бы на этот счет существовал специальный закон, изданный по соображениям вежливости, motu proprio (по собственному почину), как, например, эдикт правительства Нидерландов от 9 сентября 1679 г. При отсутствии специального узаконения государство, по территории которого посол только проезжает, пользуется в отношении этого посла всеми правами, какие оно может иметь в отношении частного лица; оно даже может, если считает его лицом опасным или подозрительным, запретить ему временное пребывание на своей территории»1.

§ 422. Г-н Деак замечает:

«Хотя международное право и не налагает на государства обязанности предоставлять дипломатический иммунитет лицам, проезжающим по их территории, но можно считать оказание таким лицам особого покровительства общепринятым обычаем. Однако по этому вопросу не существует никаких определенных правил, а тем более единодушного мнения в международном праве, несмотря на то что после учреждения Лиги наций вопрос этот приобрел еще большее значение»2.

§ 423. Из вышеприведенных цитат видно, что исследователи этого вопроса проводят различие между тем случаем, когда представитель проезжает через третью страну по пути к месту своего назначения или обратно, и тем случаем, когда он, сделав остановку в третьей стране, надолго там задерживается или проживает там только для собственного удовольствия. В последнем случае представляется очевидным, что он не может пользоваться иммунитетом.

Тем не менее Панамериканская конвенция от 20 февраля 1928 г., в преамбуле которой сказано, что эта конвенция воплощает принципы, принятые всеми нациями, устанавливает для подписавших ее государств следующие правила: «Статья 23. Лица, принадлежащие к составу миссии, пользуются теми же привилегиями и иммунитетами3, равным образом, в тех государствах, через которые они проезжают к месту своего назначения или возвращаясь обратно, или в государстве, где они могут случайно оказаться при выполнении своих обязанностей, если они известят правительство этого государства о своем служебном положении».