Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эрнест Сатоу Рук-во по дип.практике.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
979.38 Кб
Скачать

Глава XIX

ПОЛОЖЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТРЕТЬИХ ГОСУДАРСТВ

§ 415. Дипломатическому представителю, следующему к месту своего назначения или возвращающемуся в свою страну для доклада правительству, часто приходится проезжать по территории третьего государства. В связи с этим время от времени возникают вопросы о его правовом положении в этих странах.

ПРОЕЗД В МИРНОЕ ВРЕМЯ

§ 416. Шмельцинг устанавливает, что:

«Дипломаты пользуются всей полнотой дипломатических привилегий только на территории того государства, в которое они посланы и в котором они аккредитованы. Поэтому они не могут претендовать на привилегию неприкосновенности в третьей стране, которую пересекают при проезде туда и обратно или в которой они останавливаются на более или менее продолжительное время, если они не вручают ее суверену своих верительных грамот. При проезде через третье государство дипломат является только частным лицом, а в качестве такового он не может претендовать на дипломатические привилегии для себя, своей свиты и своего имущества.

Однако стало обычаем, что в мирное время иностранные посланники свободно и беспрепятственно проезжают через территорию третьего государства и могут временно останавливаться там. При этом принято предоставлять им такие же привилегии и оказываются те же знаки уважения, какими пользуются дипломаты, формально аккредитованные в данной стране. Эти акты политической вежливости не основываются на каком-либо юридическом обязательстве, и, следовательно, в случае спора соответствующее государство может настаивать на существенном различии между представителем, формально аккредитованным и не аккредитованным»1.

§ 417. Однако Ривье придерживался того мнения, что «представитель, проезжающий через третье государство по пути к месту назначения или при возвращении, является не просто знатным путешественником. Проезжая при таких обстоятельствах, он осуществляет принадлежащее его государству право представительства. Тот, кто чинит ему препятствия или затруднения, посягает на права обоих заинтересованных государств. Следовательно, как только будет установлен дипломатический статус представителя,  {232}  он получает право претендовать для себя и сопровождающих его лиц во всех вопросах, связанных с правами упомянутых двух государств, на полное уважение и на безопасность, то есть на неприкосновенность. Нет, однако, надобности считать его имеющим право на экстерриториальность. Если он делает в третьем государстве остановку, то в порядке любезности ему могут быть предоставлены такие льготы, как освобождение от уплаты ввозных пошлин и других сборов, хотя он и не вправе требовать этого. Проезд или остановка представителя допускается только в том случае, если это не причиняет никакого вреда, а в этом вопросе судьей может быть только то государство, на чьей территории он находится. Это государство может принять все те меры предосторожности, какие сочтет необходимыми. Если разрешен лишь проезд, то государство вправе установить срок действия этого разрешения, зафиксировать маршрут следования и запретить представителю делать остановки в пути... Предполагается, что представитель путешествует или останавливается где-либо в качестве официального лица. Если же он делает это исключительно для собственного удовольствия или совершает поездку с какими-либо чисто личными целями, он является просто знатной особой, не больше и не меньше»1.