Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия грамматики - О. Есперсен.doc
Скачиваний:
150
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Нексус отклонения

Во всех разнообразных видах нексуса, рассмотренных до сих пор, связь между двумя членами нексуса принимается в прямом или положительном смысле. Но теперь мы подходим к явлению, которое можно обозначить термином „нексус отклонения“; в этом случае связь между компонентами отвергается как невозможная; таким образом, значение нексуса является отрицательным. В речи это находит свое выражение в интонации, которая совпадает с ин­тонацией вопроса, часто в усиленном виде, а нередко является особой для каждого компонента: мы увидим в одной из последую­щих глав, что вопрос и отрицание бывают тесно взаимосвязаны.­

Существует два типа нексуса отклонения: во-первых, нексус с инфинитивом; ср. What? I loue! I sue! I seeke a wife! „Что? Я люблю! Я прошу! Я ищу жену!“(Шекспир); «Did you dance with her?» «Me dance!» „«Tы тaнцeвaл c нeй?» — «Я танцевал!»“ (Теккерей); I say anything disrespectful of Dr. Kenn? Heaven forbid! „Я говорю что-то неуважительное о докторе Кенне? Боже упаси!“ (Элиот)1. В последнем примере слова Heaven forbid показывают, каким об­разом отвергается мысль, выраженная в нексусе. Следующий при­мер из Браунинга свидетельствует о том, что, если развить эту конструкцию в полное предложение обычного образца, она будет соответствовать типу, рассмотренному выше, на стр. 138.She to be his, were hardly less absurd Than that he took her name into his mouth. Од­нако обычно предложения не заканчиваются подобным образом, поскольку эмоция находит достаточный выход в подлежащем и инфинитиве с соответствующей интонацией, на которую я указы­вал выше.

Другие языки пользуются тем же приемом: нем. Er! so was sagen!; дат. Han gifte sig!; франц. Toi faire ça!; ит. Io far questo!; лат. Mene incepto desistere victam? — в латинском языке мы встре­чаем такой винительный падеж с инфинитивом, какой требовался бы, если бы было добавлено сказуемое2.

Во-вторых, можно поставить рядом подлежащее и предикатив при той же вопросительной интонации и с тем же значением; мысль об их сочетании отвергается как нереальная или невозмож­ная: Why, his grandfather was a tradesman!he a gentleman! „Да ведь его дед был торговцем!Он джентльмен!“ (Дефо); ср. также The denunciation rang in his head day and night. He arrogant, uncharitable, cruel! (Локк). Конечно, чтобы сделать значение пред­ложения предельно ясным, к этому можно прибавить отрицание в качестве своего рода ответа: Не arrogant?No, never!„Он высо­комерен? —Нет,совсем, нет!“ илиNot he! Он — нет!

То же самое наблюдается и в других языках: дат. Hun, utaknemlig!; нем. Er! in Paris!; франц. Lui avare? и т. п. В немецком языке также с und: Er sagte, Er wolle Landvogt werden. Der und Landvogt! Aus dem ist nie was geworden (Френссен).

Предложения с нексусом отклонения можно добавлять к за­конченным (независимым) предложениям без глагола в предикативной форме, о которых шла речь выше. С другой стороны, они­ могут служить примером aposiopesis: под влиянием сильной эмоции говорящий оставляет предложение незаконченным, нередко ему просто трудно построить обычное предложение.