Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия грамматики - О. Есперсен.doc
Скачиваний:
174
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Вещество и качество

Наш краткий обзор показал, что, хотя формальные различия между прилагательным и существительным не одинаково отчет­ливы во всех рассматриваемых языках, все же существует тенден­ция отмечать эти различия. Легко увидеть также, что там, где­ это различие проводится, распределение слов на два разряда в ос­новном бывает одинаковым: слова, обозначающие такие понятия, как „камень“, „дерево“, „нож“, „женщина“, во всех языках являются существительными, а слова со значением „большой“, „старый“, „яркий“, „серый“ во всех языках представляют собой прилагательные. Такое соответствие наводит нас на мысль, что различие между существительными и прилагательными не может быть чисто случайным по-видимому, существует какая-то глубокая причина, какое-то логическое или психологическое („понятийное“) основание, к установлению которого мы теперь и перейдем.

Очень часто приходится слышать, что существительные обоз­начают вещества (лиц или предметы), а прилагательные — каче­ства, свойственные этим предметам. Это определение, вероятно, лежит в основе самого названия (англ. substantive; ср. substance „субстанция, вещество“), но оно не может считаться вполне удов­летворительным. Названия многих „веществ“ настолько очевидно связаны с качеством, что понятия „вещество“ и „качество“ нельзя разъединить: the blacks „черные“, eatables „съедобные (продукты)“, desert „пустыня“, a plain „равнина“ надо назвать существитель­ными, и они действительно трактуются в языке как таковые. Без сомнения, и другие существительные, происхождение которых сейчас забыто, первоначально представляли собой название каче­ства, выделенное затем говорящими. Таким образом, лингвистиче­ски различие между „веществом“ и „качеством“ не может иметь большого значения. С философской же точки зрения можно ут­верждать, что мы познаем вещества только через их качества; сущность каждого вещества состоит в сумме тех качеств, кото­рые мы в состоянии воспринять (или понять) как связанные друг с другом. Прежде считалось, что вещества представляют собой вещи в себе, а качества сами по себе не существуют. Теперь наблюдается обратная тенденция: считать субстанцию или „суб­страт“ различных качеств фикцией, в той или иной степени обус­ловленной навыками мышления, и утверждать, что в конечном счете именно качества составляют реальный мир, т. е. все, что может быть воспринято и иметь значение для нас1.

Независимо от того, насколько убедительными покажутся чи­тателю изложенные доводы, он должен признать, что прежнее определение бессильно разрешить загадку так называемых „абст­рактных существительных“, например wisdom „мудрость“, kind­ness „доброта“, которые во всех отношениях являются существи­тельными, трактуются как таковые во всех языках, но все же явно обозначают те же самые качества, что и прилагательные wise „мудрый“ и kind „добрый“. Таким образом, в этих сущест­вительных нет ничего вещественного. Какое бы определение мы ни дали существительным, приведенные слова всегда будет трудно подвести под это определение, а поэтому лучше пока оставить их. Мы вернемся к ним несколько позже (см. гл. X).