Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособие по философии 2003_2.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
2.57 Mб
Скачать

6.3. Основные направления русской философии и ее влияние на мировую философскую мысль

Важнейшей темой русской философии на протяжении ее тысячелетней истории была проблема сущности и смысла человеческого бытия. Предмет русской философии – человек и его судьба в мире, в истории, в Космосе.

Самобытность русской философии, начиная с середины XIX века, проявилась в резкой критике философской традиции Запада опираться на приоритет рационального начала в человеке. В противоположность этому славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) утверждали необходимость сохранения во всех сферах жизни человека единства и конкретности всех его способностей (рассудка, чувств, воли, интуиции).

Философия в России почти никогда не рассматривалась как «научная наука» (Л.Н. Толстой). В философии находили способ выяснения подлинного смысла жизни через размышления о Боге, о добре и зле, о мире в целом. «Философия есть систематическое познавательное раскрытие того, что составляет самую глубокую основу жизни» (И.А. Ильин).

Мировое значение русская философия приобрела только к концу XIX века, в первую очередь благодаря творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Вл. Соловьева, чьи идеи оказали непосредственное влияние на последующее развитие всей европейской философии. В начале XX века в России сформировалась целая плеяда выдающихся мыслителей (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Красавин, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.), развивавших идеи Вл. Соловьева и ставших родоначальниками следующих влиятельных течений мировой философии: экзистенциализма, персонализма, герменевтики, интуитивизма.

Основные направления русской философии:

  • Философия всеединства.

  • Русский космизм.

  • Религиозно-философская антропология.

  • Философия истории (историософия).

Философия всеединства

Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонию всех эмпирических, конфликтных элементов и стихий бытия. «Я называю истинным или положительным всеединство такое, - писал Вл. Соловьев, - в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех». Истинная суть человека есть живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но «новый духовный человек». Осуществление «живого всеединства», по Соловьеву, свершилось в лице Христа, в котором воплотилась гармония идеального и материального. Задача практического осуществления всеединства для человечества в целом состоит в том, чтобы христианство стало «всечеловеческим миром», где исчезнут национальный эгоизм, вражда, разделение человечества на соперничающие народы. «Сцена всеобщей истории страшно выросла за последнее время и теперь совпала с земным шаром».

«Россия достаточно показала Востоку и Западу свои силы в борьбе с ними, - пишет философ, - теперь предстоит ей показать им свою духовную силу в примирении». Россия имеет универсальный общечеловеческий потенциал, она должна осуществить свою христианскую миссию на пути нравственного совершенствования мира.

Русской религиозной философии было чуждо представление об индивидуально-личностной сфере как подлинном бытии. Религиозные философы осудили разрыв материализма с Богом, подвергли критике «западного человека, который слишком пристрастился к самому себе, возгордился своей независимостью и возжелал быть Богом на земле».

Материальное единство мира религиозные философы этого направления рассматривали как проявление божественного «всеединства». Соловьев обосновывает целостность, единство мира, божественного Космоса, в котором соединены Истина, Добро и Красота. Душа мира (София) раскрывается в своей премудрости, софийности. Учение о Софии диалектически преодолевает разрыв между творцом и творением. На основе всеединства Вл. Соловьев разрабатывает «свободную теософию», включающую в себя веру, воображение и творчество. «Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе истину».

Русский космизм

Традиция западной рационалистической философии жестко разделяла человека и природу, предполагала возможность преобразования ее на основе познания объективных законов науки в целях утверждения господства человека над природой. Русский космизм возник как антитеза этой традиции и пытался возродить целостное видение мира, восстановить связь человека и космоса.

Русский космизм, представленный сочинениями философов и ученых-мыслителей (Н.Ф. Федорова, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского), конкретизировал идею философии всеединства о том, что человечество должно перейти в своем развитии на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникает «Богочеловечество». Возвышенное, одухотворенное человечество, по мнению Вл. Соловьева, должно превратиться в сотворца Бога и выполнить грандиозную задачу преображения всего мира.

Современный человек, по мнению философов-космистов, не является завершающим звеном эволюции. Разум, творчество, духовность поднимут человека в космос. Зародившись на Земле, ноосфера (высшая форма биосферы, связанная с возникновением и деятельностью человека) постепенно превратится в структурный элемент Космоса и Вселенной.

В.И. Вернадский (1863 – 1945) – сторонник антропокосмизма, стремившийся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим (Космосом).

В.И. Вернадский:

«Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения».

«Во всякой философской системе безусловно отражается состояние души ее создателя».

«Философия и религия тесно связаны с теми более глубокими, чем логика, силами человеческой души, влияние которых могущественно сказывается на восприятии логических выводов, на их понимании».

Религиозно-философская антропология

Проблема человека была главной темой сочинений мыслителей духовной культуры конца XIX – начала XX века (философия серебряного века). Особенное значение этой проблеме придавали в своих сочинениях Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, И.А. Ильин, С.Л. Франк, П.Н. Новгородцев, Д.С. Мережковский.

На религиозно-экзистенциальное направление в русской философии, а также на развитие экзистенциальной и персоналистской философии XX века на Западе сильнейшее влияние оказал Ф.М. Достоевский.

Вот как об этом пишет Н.А. Бердяев: «Достоевский не только великий художник, художник-психолог, и не в этом нужно искать своеобразие его творческого образа. Достоевский – великий мыслитель. Он – величайший русский метафизик. И все наши метафизические идеи идут от Достоевского… Идеи Достоевского – духовный хлеб насущный. Без них нельзя жить. Нельзя жить, не решив вопроса о Боге и дьяволе, о бессмертии, о свободе, о зле, о судьбе человека и человечества».

Достоевский является родоначальником того направления философской мысли, которое рассматривает человека не как отдельный «атом» в чуждой реальности, а как центр и основу всего существующего. Философ снимает различие субъекта и объекта и противопоставляет познанию, основанному на таком различии, особый способ соотнесения личности с окружающей реальностью. В акте «проникновения», «слияния» с другими людьми личность осознает свою универсальность, происходит преобразование «я» из субъекта в универсальное начало, которое определяет все в мире. По Достоевскому, нельзя рассматривать индивидуальность и свободу человека как показатели его обособленности и замкнутости на себе. Человек – это творческий центр реальности, который может не признавать господства мира, природы, даже Бога над собой. Принципиальное отличие человека от всех вещей и живых существ заключается в том, что главное в нем – это не его всеобщая сущность, а уникальность, иррациональная жизнь, неповторимость наличного бытия.

Большинство мыслителей XX века сознательно принимали выводы Достоевского за отправную точку своих философских построений, занимаясь развитием этой новой философской концепции человека, которую заложил великий русский писатель.

Его единомышленниками стали: А. Камю, Ж.-П. Сартр, Л. Шестов, Н.А. Бердяев, С. Франк, Л. Красавин, И.А. Ильин, К. Ясперс, М. Хайдеггер.

Философия истории (историософия)

Как отмечалось выше, отечественная философская мысль никогда не была «чистым познанием», «бессердечным» теоретическим постижением истины. Истина в русской философии всегда соотносилась с категорией «Правда», несущей в своем содержании нравственно-эстетический аспект. Русская философия истории связана с духовными традициями России; понятие «историософия» включает в свое содержание идею софийности исторического процесса.

Предмет историософии составляют вопросы о «смысле истории», и «ее конце», направленности и структурированности исторического процесса.

В отечественной философии представлены разнообразные варианты осмысления истории, но основными являются три парадигмы:

  1. История как циклический процесс развития локальных цивилизаций (культурно-исторических типов). Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Эти мыслители XIX века отвергали гегелевское деление истории на древнюю, среднюю и новую. По их мнению, нет общей для всех народов единой цивилизации, а существует развитие отдельных цивилизаций (культурно-исторических типов). Культура, по Данилевскому, всегда национально своеобразна. В XX веке эта теория оказала заметное влияние на взгляды О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева.

  2. История как линейный процесс прогрессивного развития. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, русские марксисты. Идея прогресса позволяла понять историю как движение человечества не только от прошлого к настоящему, но и от настоящего к будущему. Цель этой концепции – объяснить историю без обращения к религии и определить философию истории «на научной почве».

  3. История как процесс развития Богочеловечества, в результате которого происходит созидание «совершенного строя на земле – Царства Божия». П.Я. Чаадаев, Вл. Соловьев, А.С. Хомяков, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Красавин, Н.А. Бердяев.

С точки зрения однолинейного понимания истории человечество едино в своих истоках и сущности, поэтому развитие истории – единый процесс и идет от простого к сложному. Логика всемирной истории при таком подходе определяется по образцу западной цивилизации: гегелевская схема «древность – средневековье – новое время», теория общественно-экономических формаций К. Маркса, трехстадийная теория О. Конта. Тем самым западная цивилизация объявляется общечеловеческой, т.е. обязательной как эталон для всех других народов.

Отечественные православные мыслители утверждали, что линейно-причинное, рациональное объяснение человеческой истории недостаточно для ее понимания. Без религии и духовности, приняв за критерий прогресса счастье будущих поколений, эта теория неизбежно приносит ему в жертву судьбы живущих поколений и оправдывает исторический беспредел по отношению к уходящим поколениям (наглядный пример этого – обе революции 1917 и 1991 гг. в России).

Русские религиозные философы видели смысл истории в выходе эмпирического человека (греховного по своей природе) к Богу. Соединение человека с Богом – процесс возникновения Богочеловечества. Тем самым социально-культурный процесс осмысливается не с точки зрения «прогресса», но с позиции нарастания в нем духовно-нравственных ценностей. Процесс развития природного человека к идеальному человечеству, к построению Царства Божьего на земле Вл. Соловьев называет Богочеловеческим.

Отказ от духовных ценностей в социальной жизни грозит гибелью всему человечеству. Это пророчество полностью оправдалось. Спасти мир от катастрофы в наше время невозможно без обращения к традиционным духовным ценностям, которые преобразуют бытие, если каждый индивид станет духовным существом, способным противостоять отчуждающим влияниям техногенной цивилизации.

Не случайно О. Шпенглер утверждал, что XXI век будет принадлежать христианству Ф.М. Достоевского.