Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Grinin_Filosofia_istorii_obschestva.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
902.76 Кб
Скачать

Структура производительных сил

Для машинного производства очень часто техника—ведущий, опре­деляющий элемент. Это можно сказать также о подъеме тяжелых почв, где без тяжелого плуга нечего делать, или при подсечном земледелии, где нужны железные орудия. Но какая техника в скотоводстве?

А во многих ирригационных странах развитие орудий труда было весьма медленным, и гораздо большую роль играли система орошения и сама почва. Там даже мотыжная обработка земли давала неплохие ре­зультаты. Меньшая роль техники доказывается для этих систем не только сравнительно малыми изменениями в ней на протяжении тысячелетий в прошлые эпохи, но и сохранением набора этих орудий до наших дней. Для ремесленного производства орудия труда — важнейший элемент производительных сил, хотя от ремесла к ремеслу значение могло ме­няться. Роль людей в производстве никогда не может быть мала, посколь­ку они «цементируют» всю систему. Однако мы видим и ситуации, когда работник — главная ценность, а государство, землевладельцы и т. п. идут на большие уступки, чтобы поощрить заселение пустующих территорий. И в то же время есть общества, в которые притекают в изобилии рабы, когда пленники идут по цене овцы, или такие, где земледельцев сгоняют с земель. Таким образом, в зависимости от избытка или дефицита рабо­чей силы меняются и характер производства, и общественные отноше­ния, и техническая политика91. Однако несмотря на дальнейший рост сто­имости машин и устройств в век научно-технического прогресса, повы­шение внимания к т. н. человеческому фактору свидетельствует о том, что роль людей как носителей сложной полезной информации и управля­ющих производственным процессом вновь выросла (см. Прил. 4, п. 2).

Колоссальная роль науки в современном производстве признана все­ми. Прикладная наука, направленная на изучение производства и труда, разработку и внедрение новых товаров, стала, по сути, частью производ­ства, особой его стадией. Есть и много чисто научных и научно-техниче­ских организаций, которые «выпускают» знания и технологию, т. е. това­ры, относящиеся к духовному производству. Собственно, все большее движение научной деятельности к тому, чтобы превратиться в часть ги­гантского общественного производственного механизма вместе с ее тво­рением — информационно-вычислительной техникой — определяют лицо современных производительных сил92.

Наука и научная деятельность, коммуникации и информация — все эти вещи совершенно преобразили и отношения на производстве, создали совсем иную производственную организацию. И подобно огром­ной спирали сначала техника собрала людей из их домашнего хозяйства в тысячные массы, теперь компьютерная связь позволяет работнику тру­диться дома, держа связь с фирмой, ученому — не выходить из кабинета и т. п. Рассмотрим теперь, что же понимается под производственной ор­ганизацией.

§ 5. Производственная организация общества

Подобно тому, как одну и ту же массу солдат можно объединить по-разному, от чего очень сильно меняются боевые качества армии, про­изводство при однотипных производительных силах также может быть организовано по-разному. Военная история зафиксировала множество случаев, когда хорошо обученные и организованные войска побеждали во много раз превосходящего по силам противника. Армия может пре­вратиться в толпу охваченных паникой людей, а может много дней обо­роняться, находясь в окружении. Экономическая история также свиде­тельствует о том, что объем и качество произведенного, уровень жизни и многое другое часто напрямую связаны с тем, каким образом осуществ­ляется совместное производство. Разделение труда в мануфактуре, как известно, повысило производительность ручного труда в несколько раз по сравнению с ремесленными мастерскими.

Как уже сказано, я пришел к выводу о том, что необходимо разрабо­тать теорию о такой подсистеме производительных сил, которая связыва­ет людей в процессе совместного производства от производственных единиц до масштаба всего общества. Она придает форму производству и в огромной степени структурирует его. Этот вполне реальный (а не выду­манный) объект изучения я назвал производственной организацией об­щества. Конечно, не отметить факт различий в объединении людей в эко­номике ученые не могли, но по каким-то причинам достаточно четкой те­ории создано не было.

Между тем без этого будут менее понятными связь производства, с одной стороны, и распределения и потребления — с другой; осо­бенности социального и иного деления общества. Введение такой кате­гории лучше объясняет действие закона, который в истмате называется законом соответствия производительных сил и производственных отно­шений.

Особенности производственной организации зависят, понятно, от географической среды и производительных сил, но также очень сильно от специфики политического, социального устройства общества, разви­тости отношений собственности, управления и права, исторических и религиозных традиций, соседнего окружения и интенсивности кон­тактов (торговли и пр.). Производственные организации могут меняться в одном и том же обществе без смены производительных сил путем ре­волюции или реформ, чему мы с вами свидетели в России, где переходят от плановой экономики к рыночной. Нередко они соседствуют (например в Китае).

Любое совместное производство имеет определенные цели. В общем виде они направлены на удовлетворение общественных потребностей, конкретно же всегда отражают баланс интересов и сложившийся тип не­равенства. Какие-то группы, слои и классы всегда оказываются в более привилегированном положении. И эти преимущества могут выражаться в различии ролей в производстве и распределении. Поэтому любое про­изводство всегда есть начало распределения. Производство может быть главным узлом распределения, но может и не быть таковым. Это зависит от общественного устройства. Если отношения собственно­сти на средства производства развиты и играют большую роль, то, ско­рее, важнейшие моменты распределения будут находиться уже в самом производстве. Если, напротив, главное в обществе — сбор государствен­ных налогов (или тем более дань), то распределение лежит в иной плоско­сти. Поэтому производственная организация одновременно относится как к производительным силам, так и к распределительным отношениям, о которых речь в следующей главе. Подобных элементов и подсистем в общественной системе много. Они отражают факт сложности, нераз­дельности и взаимного проникновения и действия разных сфер. Я на­зываю их зонами интеграции.

Те отношения, которые подчеркивают тот момент, что люди — уча­стники единого производственного процесса, можно назвать техниче­ско-организационной частью производственной организации. А там, где в процессе производства люди вступают в иерархические отношения и начинается перераспределение труда и благ, — общественно-распре­делительной частью.

Нас сейчас интересует прежде всего первая часть, а второй мы кос­немся в следующей главе.

Тот факт, что сама организация производства есть уже фактическая или предполагаемая дележка, может быть явным или скрытым. На капи­талистической фабрике это не так видно, как в работе на барщине или ра­бовладельческой латифундии.

В одних случаях труд или продукт сразу отчуждается от производи­теля. Наиболее яркий пример — работа на конвейере. В других — про­цесс производства и распределения разомкнут во времени. Так, крестья­нин может целый год работать самостоятельно, пока не придет срок пла­тить оброк господину или налог государству. В одних случаях заранее известно, как распределится произведенное, в других это зависит как от личных особенностей участников (например прихотей помещика), так и от количества и качества труда работников, более или менее успешной работы всей организации и многое другое. Любой процесс труда предпо­лагает его отчуждение от производителя. Если человек работает на себя, то происходит как бы внутренний обмен: он отдает труд, чтобы получить взамен его результат. Особенно это наглядно при натуральном хозяйстве. В других ситуациях труд отчуждается вовне, при этом часто в пользу иных участников процесса производства — распределения. Например, крестьянин продал урожай, чтобы заплатить налог или долг ростовщику. За отчужденный труд может даваться компенсация (полная или урезан­ная), в других случаях он присваивается безвозмездно.

Как связана производственная организация с собственностью, вам будет яснее, если я приведу один пример. В современной западной эконо­мике с послевоенного времени стал очень заметен процесс как бы распы­ления собственности в акциях и прочем так, что во многих случаях собст­венники не могут жестко контролировать управление производством. Последнее к тому же сильно усложнилось, понять и оценить его трудно. Фактически главная роль в планировании и руководстве корпорациями перешла в руки довольно многочисленного управленческого персонала и специалистов, которых Гэлбрейт называл техноструктурой. В отличие от классического капитализма, эти управляющие больше заинтересованы не в максимальной прибыли, а в наибольшей устойчивости их форм. От­сюда и определенная уступчивость работникам, стремление к экспансии и прочее93.

Вы уже знаете, что в процессе совместного труда люди организуют­ся по принципу руководство — подчинение. На чем основывается такое руководство, во многом зависит от социального устройства общества и уровня развития производства. Но бесспорно, что эти важнейшие связи вместе с особенностями географической среды и другого определяют, какие же наиболее типичные производственные единицы распростране­ны в данном обществе. Они очень различаются по размерам, сложности, взаимосвязи и т. п. Это может быть семья (иногда даже отдельный чело­век, например, охотник), а может быть гигантское поместье (латифун­дия), где трудятся тысячи зависимых работников. Или огромная корпора­ция с сотнями тысяч рабочих и служащих.

В истории не перечесть различных производственных единиц. В пер­вобытности они во многом основывались на родственных отношениях. Для последующей эпохи наиболее распространенными были крестьян­ские дворы, часто объединенные в общины94, государственные, храмо­вые, феодальные и другие хозяйства. Капитализм явил мануфактуры и фабрики, ближе к современности появились тресты, концерны и другие монополистические объединения и т. д.

Для каждого общества можно выделить несколько (иногда несколь­ко десятков) наиболее типичных производственных единиц95. Вы дол­жны ясно понимать, что такие единицы есть объединения, внутри кото­рых существуют иерархия, иногда очень жесткая и даже жестокая, разде­ление труда, управление и исполнение. В крупной производственной единице есть свои уровни и подразделения96.

Чем объединяются эти производственные единицы? Характер связи зависит, в первую очередь, от производственной организации и распреде­лительных отношений и, конечно, от уровня развития производительных сил, техники и технологии, транспорта, связи и др. Чем они сложнее, тем больше играют роль такие способы, как кооперация и специализация, ставшие в настоящее время исключительно развитыми. Так, детали для одного изделия, допустим автомобиля, могут изготавливать на сотнях предприятий в разных странах. Сегодня ни одна промышленная держава не в состоянии обходиться без связи с другими странами. Важнейшим спо­собом объединения производственных единиц всегда являлась торгов­ля. В индустриальной экономике, как известно, рынок, неразрывно свя­занный с торговлей, является главным объединителем и контролером, ба­зирующимся на отношениях собственности. Однако мы знаем, что при социализме эту роль выполняет планирование в лице государства и его органов. Нечто подобное наблюдалось в некоторых обществах прошлого.

Сегодня налоги являются важнейшей связью между государством, обществом и производителями. Но во многих прежних странах Востока (Китае, Индии) налоги были главным объединителем бесчисленных про­изводственных единиц — крестьянских хозяйств и общин. Разумеется, там играли свою роль торговля и ремесло, но налоги были ведущими, по­скольку они связывали экономически господствующие и подчиненные классы и группы.

Важным способом всегда было государственное регулирование хозяйственной деятельности (во многих странах оно выражалось в дея­тельности чиновничьего госаппарата, в более современных — в право­вом регулировании). В системах обществ, где существовал военный или колониальный грабеж одних другими, такое прямое насилие существен­но ориентирует все производство. Так возникает монокультурная эконо­мика, например в Вест-Индии или в Африке. Так по-особому формирует­ся крестьянское или городское хозяйство в странах, которые постоянно грабят. Разумеется, роль тех или иных способов может быть сильнее или слабее, а сами они тесно связаны с социально-экономическими и полити­ческими особенностями государства.

Итак, производственная организация связывает организаторов производства (руководителей распределения) и производителей внутри производственных единиц на основе типичных для данного общества способов и форм, а сами производственные единицы меж­ду собой — в общую систему. Рамками такой системы могут быть пле­мя, княжество, район государства или оно само97, группа государств или даже весь мир (если мы рассматриваем в целом человечество). Произ­водственная организация теснейше связана с производственным созна­нием.

Производственная организация есть целостная система, а потому хотя и крепко связана с производительными силами, однако обладает и собственными особенностями, инерцией и ритмом. И в зависимости от них изменения в ней могут происходить легче или сложнее, быстрее или медленнее, вести к сильным или не очень общественным конфликтам и т. д. Связанная с надстройкой, она может как сдерживаться в развитии последней, так и сама ее сдерживать, останавливая, скажем, политиче­ские или правовые изменения.

В обществах, где сдвинут баланс социальных сил, когда угнетенные классы и слои практически не в состоянии препятствовать угнетателям, реформы могут идти очень трудно: давления снизу нет, а производствен­ная организация продолжает свой кругооборот без изменений. Это впол­не устраивает ведущие классы. Устойчивость, отлаженность и громозд­кость хозяйственной машины устрашают реформаторов и усиливают превосходство консерваторов. Может случиться, что развитие произво­дительных сил будет вступать во все большее противоречие с устаревши­ми отношениями, прежде всего способами организации производства. Именно в этой части наиболее ясно проявляется закон соответствия про­изводительных сил и производственных (распределительных) отноше­ний. И это несоответствие постепенно выражается в общественных иде­ях, требованиях, программах, конфликтах.

В рамках старой производственной организации могут складываться новые, больше соответствующие развившимся производительным силам (или хотя бы их отдельные элементы)98.

Различные обстоятельства, казалось бы, случайные в данной произ­водственной организации, могут оказаться настолько благоприятными или неблагоприятными для нее, что способны стать катализаторами из­менений или, напротив, ее возрождения. Например, когда появилась ши­рокая возможность для польских помещиков вывозить хлеб за границу, это привело к резкому усилению крепостного права, росту барщины и уменьшению крестьянской самостоятельности. Нечто подобное было и в ряде районов России. Хотя формально отношения собственности оста­лись прежними, производственная организация претерпела большие изменения. Еще пример. В конце XVIII в. была изобретена хлопкоочис­тительная машина Уитни. К этому времени рабство в США стало отми­рать, поскольку очистка хлопка была настолько трудоемким делом, что не позволяла расширять объемы его производства. Так, на очистку одно­го фунта хлопка уходил целый рабочий день. Новая машина повысила производительность в сотни раз. И рабство воскресло с невиданной си­лой, рабовладельческие плантации захватывали все новые и новые терри­тории и штаты.

Изучением производственной организации мы уже перекинули мос­тик к экономическим и распределительным отношениям, теперь займем­ся ими основательно.