Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Grinin_Filosofia_istorii_obschestva.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
902.76 Кб
Скачать

§ 4. Структура производительных сил и взаимодействие структурных элементов

Существуют разные способы описания производительных сил, на­пример, в некоторых экономических науках распространен отраслевой принцип. Однако наши задачи — так описать строение этих сил, чтобы эта модель годилась для анализа любого общества в рамках социологии истории и показывала бы усложнение производства, а также взаимодей­ствие всех элементов этой подсистемы, — делают такие подходы мало­пригодными. Более подходящим является истматовский. Хотя схема строения производительных сил там весьма упрощена, все же на ее осно­ве возможно более верное описание.

Напомню, что в истмате производительные силы делятся на сред­ства производства и людей с их производственными знаниями и навыками. Средства производства состоят из предметов и средств тру­да. И эти последние делятся на орудие труда и другие объекты, вроде хранилищ и т. п. (т. н. «сосудистая система»).

Предмет труда может быть природного происхождения, в зависимо­сти от длины технологической цепочки более или менее подвергшийся обработке, и социального, когда воздействие оказывается на физические или психические стороны личности людей (лечение, обучение и т. п.) или «обрабатывается» продукт интеллектуального труда.

Обычно под орудиями труда понимают обобщенно то, что называют техникой, при этом иногда даже все производительные силы отождеств­ляют именно с техникой как наиболее наглядной их частью. Вообще же это слово многозначно, порой под техникой имеют в виду и особую сово­купность приемов, но лучше называть это технологией, которая есть зна­ния и умения, необходимые для того или иного производства.

Думается, что необходимо дополнить эту модель. Например, выде­лить отдельно коммуникации и транспорт, которые существовали всегда. И первобытный человек использовал реки и водоемы, плоты и долбленки, чтобы куда-то добраться или что-то перевезти. С приручени­ем же животных, созданием кораблей, изобретением колеса, прокладыва­нием торговых путей, караванных троп, прорубкой чащ и т. п. это стано­вится все более важным. Как легко сообразит читатель, данная сфера по­стоянно расширялась, пока не стала в настоящий момент ведущей. Отдельно следует выделять связь (включая и компьютерную) и средства информации, особенно с некоторых пор (скажем, с появлением печати и телеграфа).

Естественно, что особо следует указать и энергоисточники. Ведь нередко именно с обретением огня связывают выделение людей из жи­вотного мира. А как важны способности отапливать жилища, приготав­ливать пищу и пр., использование огня и горючего в военном деле и т. д. Но если в доиндустриальную эпоху, когда главными источниками энер­гии были мускульная сила человека и животных, этот элемент мог не иг­рать решающей роли, то с переходом к промышленному производству ситуация изменилась.

Нельзя сбрасывать со счета и различные хранилища, склады и про­чую инфраструктуру. Умение хранить, консервировать, запасать и накап­ливать продукты было колоссальным достижением. Ныне же это очень важная составная производства, а создание складов и прочего — огром­ная область строительства.

Важнейшую часть производительных сил всегда представляли лю­ди-производители. При этом неотъемлемой чертой работников, как по­нятно, являются навыки и умения, знания о производстве. Ныне они, как сказано, составляют громадную отрасль знаний вообще — технологию самых разных производств. Таким образом, производственное сознание является важнейшей структурной частью производительных сил. Как особую их часть я считаю нужным выделить производственную орга­низацию (см. следующий параграф), т. е. объединение людей в произ­водственные группы и единицы, а сами эти единицы в более крупные си­стемы хозяйствования.

Если читателю покажется это деление слишком сложным, то следует ему заметить, что данная структура все же гораздо примитивнее реально­сти. Чтобы как-то к ней приблизиться, необходимо выделить четыре уровня производительных сил. Эти уровни (понятно, достаточно услов­ные и их не следует понимать геометрически) в третьей части будут связаны с периодизацией исторического процесса. Надо также отме­тить, что от уровня к уровню число подструктур, компонентов произво­дительных сил растет. То, что прежде было лишь в наметках, в споради­ческом, эпизодическом состоянии, затем предстает как сложившаяся подсистема. Так, отдельные машины существовали уже в античности, но расцвет их начался гораздо позже. Нижние уровни сохраняются в более совершенных производительных силах. При этом их конкретная форма меняется, т. к. не может остаться без влияния других компонентов. Но в чем-то она напоминает и далекую древность. Так, и ныне существу­ет охота, хотя не с луком, а с ружьем. Роль ее в производстве ничтожна. Но если бы на земле имелось еще достаточно дичи, то, вероятно, охота могла бы иметь такое же значение, как лов рыбы — тоже древнейший промысел.

Первый уровень — природный. О нем шла речь. Вам известно, что вне географической среды при присваивающем хозяйстве нет ни произ­водительных сил, ни производства. Второй — социально-природный, который прежде всего связан с сельским хозяйством (и, следовательно, землей как предметом труда). Но хозяйство использует уже более отда­ленные от потребления методы производства, а кроме того, отпочковыва­ются и специализируются ремесло, торговля и другие отрасли, создается сложная структура производительных сил. Третий — социально-техни­ческий. Связи производителей крайне усложняются, и на первый план выходит техника — машины. Наконец, четвертый, еще не развернувший­ся, но уже мощно заявивший о себе — научно-информационный, куда относится и то, что называют духовным производством. (См. схему «Структура производительных сил».)

Для конкретных обществ и эпох необходимо помнить, что разные компоненты производительных сил могут играть разную роль в их общей системе, взаимно дополнять один другой или компенсировать слабость одних за счет силы других. Это зависит и от географической среды (богатства земли, наличия или отсутствия каких-то полезных ископае­мых), и от общественной системы (силы контактов, роли торговли и т. п.), и от очень многих вещей. Различными могли быть и компоненты, кото­рые выступали ведущими.