Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Grinin_Filosofia_istorii_obschestva.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
902.76 Кб
Скачать

Глава 6. Природно-производственная основа общества

Чем дальше мы углубляемся в глубь веков, тем важнее учет географического фактора.

Академик Б. А. Рыбаков

В наши дни стало совершенно очевидным, что от характера труда и его разделения зави­сят структура общества и жизнь людей во всех ее разветвлениях.

К. Ясперс

§ 1. Понятие географической среды

Сегодня каждому известно, что производство «взломало» все при­родные пропорции и, сделавшись гораздо менее зависимым от щедрости природы, угрожает ей самой. Однако непредвзятый взгляд на историю покажет, что в доиндустриальный период, и особенно в первобытную эпоху, зависимость общества от географической среды была огромной. Примитивные орудия дикаря или даже земледельца часто в гораздо мень­шей степени выполняли базисную роль, чем обилие или скудость дичи, плодородие почвы, благоприятность климата и т. п. Известно много теорий географического детерминизма, отголоски которых слышны еще и сегодня (см. Прил. 4, п. 1). И как бы ни критиковать узость этого подхода, нельзя не признать его правоту по крайней мере для ряда случа­ев, в которых влияние географической среды весьма сильно определяет не только «особенности материальной культуры народов», но и распре­деление, общественную жизнь и сам характер нации. Хорошие историки тонко чувствовали влияние природы и учитывали его. В истмате до­вольно много говорили о географической среде, но в целом, вольно или невольно, в этом учении преуменьшалась ее роль, что искажало истори­ческую перспективу78.

Но бесспорно и то, что очень многое никак нельзя объяснить влияни­ем географической среды. В прошлом и настоящем в сходных условиях разные народы могли развиваться по-разному и один и тот же народ в разные эпохи своей истории на той же территории мог процветать или де­градировать.

Как совместить это многообразие в непротиворечивой концеп­ции? Можно ли считать, что для определенных эпох роль базиса вмес­то производительных сил выполняла географическая среда? Но тогда нужно иметь по крайней мере две теории для доиндустриальных и ин­дустриальных экономик. Кроме того, природа в основном является не­подвижным фактором, а этим трудно объяснить динамичность разви­тия. Выше мы уже говорили о том, что целесообразно ввести понятие природно-производственной основы. Это тем более обоснованно, что, как мы видели в главе о движущих силах: географическая среда нс есть только внешняя сила, она становится частью общества и оказывает разнообразное влияние на большинство сторон его жизни. Мы в основном сосредоточимся на самой тесной ее связи: с производи­тельными силами. Отмечу также, что в данной главе я не ставлю зада­чу разбирать философскую проблему «Человек и Природа», а пытаюсь показать, как можно рассматривать географическую среду при соци­ально-историческом анализе общества.

Как известно, Монтескье — один из первых, кто разрабатывал тео­рию географической среды, особенно связь климата и государственного устройства. Давно была также замечена тесная связь между природой и численностью населения, темпом его прироста и т. п., а через это со многими другими отношениями производства и распределения, пра­вом79.

Если говорить о влиянии географической среды на общество в це­лом, то его развитие может быть задержано или остановлено (иногда от­брошено назад) из-за тяжелых природных условий или изоляции. Когда все силы у примитивных народов уходят на поддержание жизни, не мо­жет быть развития. Но и слишком благодатные условия, легкость добы­вания благ лишают людей стремления к новому80. Наиболее подходящи­ми считаются такие, которые требуют достаточно труда, но и дают хоро­шую отдачу, где есть разнообразие природы. К последнему нередко относятся водные пути сообщения, необходимый строительный и иной материал, пересечение торговых и иных путей и т. п. Но благоприятные на одном этапе развития, эти условия могли стать тормозом на другом и наоборот.

Особые условия требовались для перехода от охоты и собиратель­ства к земледелию. Впервые земледелие возникло на Ближнем Востоке. И, по словам английского археолога Мелларта, долгое время считали, что климатические изменения не сыграли существенной роли в формирова­нии земледелия даже на первых этапах этого процесса... Установлено, что в конце мезолита в результате перемены климата стали заболачивать­ся прибрежные районы и расширилась зона распространения бобовых и дикорастущих злаков. Высказано предположение, что колебания клима­та должны были особенно сказаться на состоянии растений в окраинных районах их распространения, что заставляло людей не только заниматься их сбором, но и стремиться поддерживать их существование путем созда­ния благоприятных условий. Другие, но не менее специфические сочета­ния природных факторов нужны были и для перехода к интенсивному (ирригационному) земледелию.

Попробуем теперь дать определение географической среды. Хотя в настоящий момент человек вышел за пределы Земли, но устоявшийся термин целесообразно оставить. Иногда я буду в качестве синонима упо­треблять выражение окружающая или природная среда. А если нужно подчеркнуть активное влияние этой среды, то речь пойдет о географиче­ском факторе.

Очевидно, что географическая среда меняется в двух смыслах: абсо­лютно (физически), в том числе и под воздействием человека (распашка земли, сведение лесов и т. п.), и относительно, т. е. в зависимости от того, что люди уже включили или в состоянии при наличных технических воз­можностях включить в свою хозяйственную деятельность (например, прежде нефть добывали лишь на суше, теперь — и со дна морей). Таким образом, одна и та же природа в качестве географической среды будет ме­няться вместе с развитием общества и абсолютно, и относительно. А с ро­стом плотности населения, уровня науки, техники, величины государств и т. п. преодолеваются прежние границы, поставленные географической средой, и меняется ее структура.

Географическую среду, таким образом, можно определить как комплекс самых разных природных условий, которые, с одной сто­роны, оказывают существенное влияние на жизнь данной обще­ственной системы и ее членов, а с другой — на которую эта система сама оказывает влияние. Вполне понятно, что по отношению к каждо­му конкретному обществу она будет частью планеты, по отношению к че­ловечеству вообще — всем земным шаром и окружающим его простран­ством.

Географическая среда в плане ее взаимосвязи с обществом может быть разделена на две большие части: естественная природа, в основ­ном не затронутая воздействием человека, но так или иначе влияющая на общество, и осоциализированная природа, т. е. больше или мень­ше связанная с жизнью общества. Та же часть осоциализированной природы, которая вовлечена в производство, будет называться окуль­туренной. Разумеется, степень окультуривания и социализации в каж­дом обществе и эпохе могут сильно отличаться. По мере развития освоенная часть природы перерастает как бы в искусственную гео­графическую среду, неразрывно связанную с естественной. Я имею в виду политические границы, города, коммуникации и т. п. В целом роль природных факторов в производстве уменьшается, а роль искус­ственных растет, хотя постоянно осваиваются новые сферы природы: космос, морские глубины и т. п. Подобно тому как биологические по­требности людей удовлетворяются все более социальным способом (например, первоначально одежда нужна только от холода, затем появляется престижная, модная, на каждый случай одежда), и природ­ная среда все больше заменяется искусственной. Но как нельзя биоло­гические потребности свести к нулю, а иногда они очень властно и гру­бо заявляют о себе, так и нельзя свести к нулю роль природной геогра­фической среды. Нет нужды говорить, что процесс взаимодействия общества и природы непрерывен.

Искусственная среда может как благоприятствовать развитию хо­зяйства и связей, общества в целом, так и тормозить его (например, от­гораживание от мира, как это было в ХУШ-Х1Х вв. в Китае и Японии, недавно — в СССР). Ведь часто взамен природных препятствий обще­ства создают иные — социальные границы, таможни, запреты на пересе­ление и т. п.

Таким образом, в данном аспекте история предстает как переход от природной среды (биосферы) к социальной и к тому, что называют не­редко техносферой. Однако до сих пор отношение человека к природе на­поминает действия дикаря, который, чтобы найти камень для строитель­ства, ломает храм. К сожалению, верным остается мрачный юмор одного исследователя, что процесс цивилизации — это «переход от дикого места к мусорной яме».

В свою очередь, естественная природа делится на две части: ту, кото­рая еще не может быть вовлечена в деятельность, и ту, которая уже может быть вовлечена, но пока еще остается как бы в резерве. Там, где жили люди, так или иначе они не только приспосабливались к окружающей среде, но и сами ее сколько-нибудь приспосабливали. Сначала — лишь места их непосредственного обитания, затем в течение веков миллионы и миллионы гектаров пашни, а сегодня вопрос стоит о том, чтобы планиро­вать влияние на природу в масштабах всей планеты.