Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
14.43 Mб
Скачать

227 Диалогическая речь 228

няет «третий», понимающий. В другом случае для вы- явления «особой формы ненамеренной диалогичности» Бахтин употребляет формулу «диалогический оттенок».

Верхний предел диалогичности — отношение гово- рящего к собственному слову. Они становятся возмож- ными тогда, когда слово обретает двойную интенцию — оказывается направлено не только на предмет, но и «на чужое слово» об этом предмете. Такое высказывание и слово Бахтин называет двуголосым. Только при обраще- нии автора к двуголосому слову композиционно-речевая форма Д. перестает быть внешней формой и становится внутренне диалогической, а сам Д. становится фактом поэтики. Спектр диалогических отношений, реализуе- мых двуголосым словом, не сводится к противостоянию и борьбе, а предполагает как разно-гласие и взаимную обращенность самостоятельных голосов, так и со-гла- сие («со-радование», «со-любование»).

Высшую степень своего развития диалогическое слово и диалогическая авторская позиция нашли в по- лифоническом романе Достоевского, но определенная степень диалогичности, по Бахтину, является необходи- мым условием авторства: «Художник и есть умеющий быть внежизненно активным, не только причастный жизни... и изнутри ее понимающий, но и любящий ее извне—там, где ее нет для себя самой, где она обращена вовне себя и нуждается во вненаходящейся и внесмыс- ловой активности. Божественность художника — в его приобщенности вненаходимости высшей. Но эта внена- ходимость событию жизни других людей и миру этой жизни есть, конечно, особый и оправданный вид при- частности событию бытия» (Бахтин М.М. Эстетика сло- весного творчества. С. 165-166). Здесь речь идет не об абстрагировании от события, не об односторонней («монологической») вненаходимости, а об особого рода («диалогическом») пребывании автора одновременно и внутри события, и вне его, о его имманентности и од- новременно трансцендентности событию бытия.

Лит.: Гиршман М.М. Основы диалогического мышления и его культурно-творческая актуальность // Наследие М.М. Бахтина и пробле- мы развития диалогического мышления в современной культуре. До- нецк, 1996; Бройтман С.Н. Диалог и монолог — становление категории (от «К философии поступка» к «Марксизм и философия языка») // Бах- тинский тезаурус. М., 1997; Гоготишвили Л.А. Философия языка М.М.Бахтина и проблема ценностного релятивизма // М.М.Бахтин как философ. М., 1992; Тамарченко Н.Д. Проблема автора и героя и спор о богочеловечестве (М.М.Бахтин, Е.Н.Трубецкой и В.С.Соловьев) // Бахтинские чтения. Витебск, 1998. С.Н.Бройтман

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕ- СКАЯ РЕЧЬ — основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носи- телей Д.р. и м.р становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной литературы, где они выступают в качестве предмета изображения. Прямо или косвенно включенная в коммуникативные процессы и их осуществляющая речь как таковая всегда отмечена диалогичностью в широком смысле. Вместе с тем в зависимости от характера вы- полнения речевой деятельностью коммуникативных функций в ее составе традиционно выделяются выска- зывания диалогические и монологические, или диалоги и монологи.

Д.р. — это взаимное (чаще всего двустороннее) обще- ние, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же —

высказывания стимулируются предшествующими, вы- ступая в качестве реакций на них. Для Д.р. наиболее благоприятны неофициальность и непубличность кон- такта, его устный и непринужденно-разговорный харак- тер, атмосфера нравственного равенства говорящих. Для Д.р. характерно чередование кратких высказываний раз- ных лиц (по Л.П.Якубинскому — реплицирование), хотя диалогические начала присутствуют и в речи одного лица, стимулируемой мимикой и жестами «собеседни- ка». По-иному реализуются ритуальные, официальные, риторические диалоги, которым присущи нормирован- ность, заданность и традиционность. Существовали весьма специфические формы речевого общения (зас- тольные беседы), а также «турниры речей» (риторичес- кие диалоги), оказавшие влияние на форму диспутов, сформировавших культуру дискуссий и споров. Д.р. в полной мере обнаруживает свои возможности в виде разговора с глазу на глаз (Х.ГГадамер): собеседникам для взаимопонимания надо видеть друг друга. Однако бытует диалог и вне визуального контакта (переписка, телефонные разговоры, общение по Интернету). Д.р., состоящую из высказываний значительного количества людей, нередко называют полилогом.

М.р., не требуя чьего-либо безотлагательного ответа и протекая независимо от реакций воспринимающего (даже если последние активны), бытует, во-первых, в фор- ме устной речи (вырастая из диалога или существуя не- зависимо от него), во-вторых, в облике речи внутрен- ней и, в-третьих, как речь письменная. «Уединенные» монологи (нем. Selbstgesprach) осуществляют «автоком- муникацию» (Ю.М.Лотман) и нередко выступают как общение воображаемое. Эта разновидность устной М.р. широко применяется в драме, а иногда и в повествова- тельных произведениях («Ночь перед Рождеством», 1832, Н.В.Гоголя) как художественная условность. Ав- токоммуникация и общение воображаемое со временем обрели форму речи внутренней (см. Внутренний моно- лог), либо письменной (таковы интимные дневники). «Обращенная» М.р осуществляет общение реальное, носитель речи здесь направленно воздействует на со- знание тех, к кому адресуется, но двусторонний кон- такт говорящего и слушающих отсутствует или слабо выражен, их «роли» строго разграничены и остаются неизменными. К числу обращенной М.р. относится так- же подавляющее большинство письменных текстов, в т.ч. литературно-художественные произведения в их предназначенности читателям. Адресация писателя чи- тателям, всегда монологическая, может быть не только прямой (авторское повествование, автопсихологическая медитация в лирике), но и косвенной, опосредованной: поэты порой обращаются к реальным лицам (лиричес- кие послания); нередко в основу словесно-художествен- ного текста ложится неавторская М.р. («Я убит подо Ржевом...», 1946, А.Т.Твардовского; повествование от персонифицированного рассказчика), ответственная роль в эпических и драматических произведениях при- надлежит также речи персонажей (изображенная речь).

В Д.р. и м.р. значимы интонации, которые в письмен- но закрепленных высказываниях присутствуют опосре- дованно (в их синтаксических конструкциях). Адресация речи к слуху воспринимающего важна для художествен- ной литературы. В художественном произведении речи персонажей, повествователей, лирических героев неред- ко сопутствует информативно значимое молчание, кото-

229

ДИДАКТИЧЕСКАЯ

230

рое способно передать глубину переживаний (Татьяна при первом объяснении с Онегиным, Онегин, слушаю- щий Татьяну в восьмой главе); запечатлеть психологи- чески предельно-напряженные ситуации (драмы М.Ме- терлинка), обозначить тотальное одиночество (пьесы С.Беккета, Г.Пинтера). Речь, ютовая перейти в тишину размышления, составляет важнейшую предметную сфе- ру драм А.П.Чехова. В театре, обогащенном опытом К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, «под- текст» и «зоны молчания» (будь-то слушание одним из героев другого либо прямые паузы в ведении речи) весьма существенны. И, наконец, фигура умолчания представляет собой художественный прием авторско- го недоговаривания, построенный на игре с читателем или рассчитанный на чтение «между строк». Мотив умол- чания вслед за Пушкиным широко используется в «Поэме без героя» (1940-62) А.Ахматовой. Д.р. и м.р. — главное художественное средство воссоздания поступков людей и их духовного общения, сопряженных с процессами мышления в их эмоционально-волевой окрашенности. Д.р. и м.р. составляют важнейший предмет изображения во всех родах литературы. Диалогичны или монологичны высказывания персонажей эпических и драматических произведений; речь повествователей-рассказчиков и ли- рических героев преимущественно монологична. Лите- ратурно-художественные текст — своего рода нервуща- яся линия Д.р. и м.р. (хотя расположение высказываний в тексте не всегда соответствует последовательности их «протекания» в изображаемом времени).

На исторически ранних этапах в словесном искусстве монологическая риторика и декламационность преобла- дали над диалогической разговорностью; в эпических жан- рах голоса героев звучали в унисон повествовательной речи, что ныне составляет впечатление их немоты. Д.р. давала о себе знать главным образом в неканонических, смеховых жанрах (фамильярно-площадной обмен репли- ками как перебранка или состязание в остроумии). Эта традиция творчески унаследована У.Шекспиром: контакт героев здесь осуществляется интеллектуально-насыщен- ной и образно-богатой речью, где патетика сочетается с непринужденно-диалогической разговорностью. Одна- ко монологическая риторика доминировала в ведущих ли- тературных жанрах (особенно драматических) вплоть до эпохи романтизма. В литературе 19-20 вв. Д.р. исполь- зуется более многопланово и широко, чем ранее, что свя- зано с обращением писателей к частной жизни людей и тщательной разработкой социальных и индивидуальных речевых характеристик.

В современной науке присущее речевой деятельно- сти диалогическое начало нередко понимается как ее важнейшее универсальное свойство, ибо в высказывани- ях неизменно наличествует ожидание (стимулирование) чьего-то ответа на них, а также отклик на предыдущий речевой опыт. В этой связи Д.р. и м.р. в литературе со- относимы с диалогичностью и монологичностью созна- ния героев (см. Полифония) и самих писателей, соот- ветственно — с особенностями идейно-художественных концепций как таковых. Диалогическое сознание ори- ентировано на широкие межличностные контакты и обо- гащение чужим опытом, оно, по мысли М.М.Бахтина, наиболее благоприятно для современной в широком смысле художественной деятельности (в т.ч. восприни- мающей) и полнее раскрывается во внутренней диало- гичное™ монологов повествователей и героев романов,

нежели в диалогах как таковых, которые преобладают в драме. Монологическое сознание, проявляясь в сфе- ре межличностного общения, напротив, сопряжено с ду- ховной изолированностью человека, убежденного в своей интеллектуальной непогрешимости и склонного подменять живое двустороннее общение собственными высказыва- ниями, понимаемыми в качестве единственно истинных; адекватная речевая форма такого сознания—отмеченный риторичностью монолог (хотя сущностно монологически- ми бывают и реплики диалога).

Лит.: Гельгардт P.P. Рассуждения о диалогах и монологах: (К общей теории высказывания) // Сб. докладов и сообщений линг- вистического общества. Калинин, 1971. Т. 2. Вып. 1; Виноградов ВВ. О языке художественной прозы: Избр. труды [Т. 5]. М., 1980; Бах- тин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979; Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Он же. Язык и его функционирование: Избр. работы. М., 1986; Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М, 1993; HirzelR. Dialog: Ein Literaturhistorischer Versuch. Leipzig, 1895. Bd I; WolfH. Dialogues and monologues. N.Y., 1929; Vollman E. Ursprung und Entwicklung des Monologs bis zu seiner Entfaltung bei Shakespeare. Bonn, 1934; Wildbolz R. Der philosophische Dialog als literarisches Kunstwerk. Bern, 1952; Brown СИ. Т., Keller P. W. Monologue to Dialogue. Englewood Cliffs (N.Y.), 1973; Dialoge: Beitrage zur Interaktions- und Diskursanalyse / Hrsg. W.Heindrichs, G.Ch.Rump. Hildesheim, 1979. И.В.Нестеров, В.Е.Хализев

ДИАТРИБА (греч. diatribe — разговор, речь) — жанр античной литературы, созданный в 3 в. до н.э. философа- ми-киниками: проповедь на философско-моральную тему в форме дискуссии с воображаемым собеседником. Д. проникла в римскую (Гораций, Ювенал, Сенека) и хрис- тианскую литературы, послужила литературной основой христианской проповеди.

ДИВАН (перс. — запись, книга) — в литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихов одного поэта, расположенных в определенной последовательно- сти по жанрам или в алфавитном порядке рифмующихся слов. Каждый крупный поэт Востока имел один или не- сколько своих Д. Под влиянием стихов Хафиза И.В.Гёте создал свой «Западно-восточный диван» (1819).

ДИДАКТИЧЕСКОЕ (греч. didaktikos — поучитель- ный) — выражение моральных, научных суждений, мис- тического опыта для нравственного воспитания, обучения, духовного наставления. Неизменный дидактический эле- мент имели уже древнейшие памятники письменности: «Труды и дни» Гесиода (8-7 вв. до н.э.), «О природе вещей» Лукреция (1 в. до н.э.) в Греции; философская поэма «Дао дэ цзин» Лао-цзы (604-531 до н.э.) в Китае; «Панчатантра» (ок. 3-4 вв.) в Индии; Библия (8 в. до н.э. — 2 в. н.э.) у евреев; религиозные трактаты Ирана; летописи Древней Руси «Поучение» Владимира Моно- маха (1117), «Домострой» (16 в.). Репертуар дидакти- ческих жанров очень широк, охватывает все роды лите- ратуры. Назидательный элемент содержали эпические повествовательные произведения: большие — роман, повесть, и малые — басня, притча, аполог, афоризм. К этим жанрам примыкает многочисленная житийная литература, патерики, собственно мистико-этические на- ставления святых отцов, апокрифы. Дидактический ха- рактер имели назидательные послания, отчасти оды. Среди драматических жанров следует назвать религиозные пьесы —мистерии и миракли, светские —моралите.

8*