Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
2.71 Mб
Скачать

Глава 7. Государственная власть

65

нове предусмотренных и регламентированных законом выбо­ров. Эти органы получают властные полномочия и определен­ный кредит доверия (мандат) от первоисточника власти. Орга­ны управления и принуждения формируются путем особого отбора, образуются чаще всего выборными органами, от них черпают и властные полномочия в порядке, предусмотренном либо законами, либо указами президента, либо постановления­ми правительства. Законными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятель­ности, особенно метод государственного принуждения.

Нелегитимная нелегальная (незаконная) власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация — противоза­конный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпа­цией признается, например, серьезное нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легально образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ сказано: «Никто не может присва­ивать власть в Российской Федерации. Захват власти или при­своение властных полномочий преследуется1 по федеральному закону».

В обществе возможна нелегитимная и нелегальная, напри­мер, мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестоким фор­мам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь определенному кругу людей пра­вила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

8. Соединение и разделение властей. Термины «соединение» и «разделение» властей означают принципы организации и ме­ханизм ее реализации. Государственная власть по своей сути едина. Это значит, что в государстве не может быть двух и бо­лее государственных властей, неодинаковых по своей природе, принципиально отличных по задачам, целям и средствам госу­дарственного принуждения. Сказанное относится и к федера­тивным государствам: государственная власть субъекта федера­ции однотипна с федеральной и образует содержательное един-

66

Раздел II. Государство. Общие понятия

ство с ней. У государственной власти единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация верховной власти, при которой вся ее пол­нота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монар­ха. Такая государственная власть имела отчетливо выраженный персоналистский характер и нередко обожествлялась.

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти в одном государственном органе ока­зался весьма живучим, поскольку обладает рядом достоинств: обеспечивает оперативное решение любых вопросов; исключа­ет возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; освобождает от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т. д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Го­сударственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в каче­стве правительства следит за проведением их в жизнь»1.

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном орга­не чревато неустранимыми недостатками и пороками. Все вла­стные органы становятся совершенно бесконтрольными. При такой организации высшей государственной власти открывает­ся безграничный простор для возникновения и функциониро­вания деспотических, тиранических и диктаторских политичес­ких режимов.

На заре ранних буржуазно-демократических революций иде­ологи революционной буржуазии, выступая против абсолютиз­ма, искали пути ограничения королевской власти. Пожалуй, самым важным и трудным оказался вопрос о том, как обеспе­чивать надежный контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-либо контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и прести­жа. В противном случае они автоматически утратят качество высших и превратятся в подконтрольньные органы. Ответ на этот вопрос дала теория разделения властей, над разработкой которой трудились многие ученые, но особая заслуга в этом принадлежит английскому философу-материалисту Дж. Локку (1632—1704) и французскому просветителю, философу и право­веду III Монтескье (1689—1755). В соответствии с этой теорией был сформулирован принцип разделения верховной государ-

Гегель Г. В. Политические произведения. М., 1978. С. 82.