Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
2.71 Mб
Скачать

Глава 7. Государственная власть

63

зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если, к при­меру, воля властвующего и подвластных совпадает, что возмож­но в демократических государствах, то властеотношения осу­ществляются без внешнего воздействия, тут достаточно соот­ветствующего информационного обеспечения. Если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эф­фективны методы разъяснения, убеждения, стимулирования, согласования. В тех случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

7. Легитимность и легальность государственной власти

7.1. Часто толкуемая в широком (общесоциальном) смысле легитимность государственной власти — это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть — это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочива­ет ее социальную основу.

Легитимность власти наглядно проявляется в ее поддержке населением. Эта поддержка проявляется по-разному. Она нахо­дит свое выражение в результатах голосования на выборах пар­ламента, президента, других органов государства, в итогах референдумов, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти или при попытках совершения государ­ственных переворотов. О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анке­тирование, проведение публичных мероприятий (скажем, орга­низация общенародного обсуждения проекта конституции)1.

Существует несколько оснований и форм легитимации госу­дарственной власти. Крупный немецкий ученый М. Вебер на­зывал три из них: традиционную, харизматическую и рацио­нальную (легальную). Традиционная легитимация опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековых, нередко духовно-религиозных традиций и обычаев. Наиболее отчетливо влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается во многих мусульманских странах.

1 См.: Чиркин В. Е. Государство ведение. М., 2000. С. 88.

64

Раздел II. Государство. Общие понятия

Харизматическая легитимность (харизма -- божественный дар) обеспечивается богато одаренными качествами выдающих­ся личностей -- вождей, лидеров, стоящих во главе того или иного государства. Яркое эмоциональное массовое чувство, твердая вера в их непогрешимость и преданность народу, в их необычный дар мощно легитимируют государственную власть. Особая харизма может быть порождена культовой идеологией (например, культ личности Сталина в СССР, Мао Дзэдуна в Китае).

Рациональная (легальная) легитимация основана на подчине­нии общим разумным правилам, содержащимся в законах, пе­ред которыми все без исключения равны. По мысли М. Вебера, рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощ­ной опоры, как традиции или харизма. Однако она более на­дежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функциони­рования.

В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. В данном смысле легитимность во мно­гом совпадает с легальностью власти.

7.2. Легальная государственная власть — понятие юридичес­кое: она официально провозглашается, правомерно устанавли­вается, функционирует в режиме законности. Правда, в усло­виях реакционных политических режимов легальная власть может действовать неправовыми методами насилия, террора, произвола (например, в гитлеровской Германии). Но это лишь видимость легальности такой власти.

Следует отличать легитимность и легальность властвующего субъекта от легальности государственных органов. Легитим­ность и легальность властвующего субъекта находят отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и един­ственным источником власти в Российской Федерации являет­ся ее многонациональный народ». Значит, Конституция про­возглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность и легальность.

Государственные органы приобретают свойство легитимнос­ти и легальности по-разному. Представительные и другие вы­борные органы становятся легитимными и легальными на ос-