Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
2.71 Mб
Скачать

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяю-

щие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве,

не может находиться в стороне от практики применения норм;

субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нор-

мотворческой способностью.

К первой группе относятся суверенные государства, межго­сударственные организации, в определенной мере — субъекты федеративного государства; ко второй — неправительственные организации, юридические лица, индивиды -- строго в уста­новленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.

В международных договорах и иных актах используется как термин «международная правосубъектность», так и термин «международная правоспособность», хотя реально в юридичес­ком статусе субъектов международного права совмещены пра­воспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.

Таким образом, исходя из общетеоретического понимания правосубъектности, можно предположить, что субъектами со­временного международного права являются:

суверенные государства, а также родственные им по некото­рым признакам государствоподобные образования, прежде все­го Ватикан;

международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;

международные неправительственные организации при вы­полнении официальных функций;

составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституци­онной компетенции;

международные хозяйственные объединения при действиях, выходящих за пределы юрисдикции отдельных государств;

юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;

физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого иностранного элемента, и в отно­шениях с межгосударственными органами по защите прав челове­ка и с международными уголовными трибуналами (судами).

Суверенные государства характеризуются как основные (пер­вичные) субъекты международного права, ибо их международ­ная правосубъектность порождена самим юридическим фактом

Глава 28. Международное право как особая система

429

возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный ха­рактер.

Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вто­рых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназна­чением и функциями.

Государства обязаны добросовестно выполнять обязатель­ства, принятые ими в соответствии с Уставом ООН, обязатель­ства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм меж­дународного права и из международных договоров, признанных соответствующими государствами. В соответствии с одним из традиционных принципов «pacta sunt servanda» (договоры дол­жны соблюдаться) каждый действующий договор подлежит ис­полнению не только в международных отношениях, но и в сфере внутригосударственной юрисдикции. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (п. I ст. 27) госу­дарство — участник договора не может ссылаться на положе­ния своего внутреннего права в качестве оправдания для невы­полнения им этого договора.

Поскольку положения данной Конвенции являются обще­признанными нормами, Россия, как и другие государства, ру­ководствуется указанным предписанием в рамках своей право­вой системы.

Признавая общие международно-правовые принципы и нор­мы, участвуя в международном договоре, Российская Федера­ция выполняет взятые на себя обязательства в двух направле­ниях:

во-первых, ее законодательные органы на федеральном и региональном уровнях осуществляют приведение в соответствие с международными нормами правил национального законода­тельства;

во-вторых, ее компетентные органы обеспечивают непосред­ственное действие (применение) международно-правовых норм в правоприменительном процессе в тех случаях, когда задачи не могут быть решены исключительно внутренними норматив­ными средствами.

430 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

Таковы предварительные замечания, которые представляют­ся полезными для понимания важной конституционной фор­мулировки: «Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установле­ны иные правила, чем предусмотренные законом, то применя­ются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ), надлежащим восприятием отличий понятия «право­вая система» от понятия «право». Правовая система является более сложной, более насыщенной категорией, вмещающей наряду с правом как совокупностью юридических норм право­применительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок.

Международные договоры и нормы не только оказывают воздействие на российское законодательство как фактор совер­шенствования его норм, но и обладают способностью участво­вать в регулировании внутригосударственных отношений в со­дружестве с законами и нормами нашего государства.

Функциональное назначение конституционной формулы проявляется в признании и (или) предписании прямого дей­ствия международных договоров и норм в сфере внутригосу­дарственной деятельности, непосредственного их применения хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражда­нами (индивидами). О непосредственном действии в Российс­кой Федерации положений международных договоров Россий­ской Федерации говорится в ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Прави­ла непосредственного применения международных договоров Российской Федерации к гражданским и иным отношениям закреплены в Гражданском кодексе РФ (п. 2 ст. 7), в ряде дру­гих кодексов и законов. Во многих нормативных актах между­народные договоры Российской Федерации включены в право­вую основу деятельности органов государства наряду с Консти­туцией РФ и федеральными законами.

Вряд ли юридически оправдано получившее распростране­ние в литературе включение международных'договоров в пере­чень источников внутригосударственного права (конституцион­ного, административного, трудового и т. д.), поскольку речь идет о категории источника права. В рамках же правовой сис­темы речь идет уже о применении как источников собственно­го права данного государства, так и принятых им источников