Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
2.71 Mб
Скачать

Глава 4

Теория государства и права о социальном управлении и регулировании в обществе

Человек есть существо общественное.

Аристотель

1. Определение. Общество это исторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории в результате совместной деятельности, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и целостностью организации жизни.

2. Основные черты общества можно сформулировать следую­щим образом:

исторически сформировавшаяся общность людей в резуль­тате их совместной деятельности на конкретной территории;

Глава 4. Теория государства и права о социальном управлении

25

организованная совокупность людей, объединенных индивидуальными, коллективными и общественными потребностя­ми и интересами;

форма и процесс сохранения и воспроизводства человечес­кого рода;

определенная организация человеческой жизни, целостная система многообразных связей и отношений;

постоянно изменяющийся результат (продукт) противоречи­вого, но непрерывного взаимодействия людей и их объедине­ний;

общественный организм, где первичной живой клеткой (эле­ментом) является человек как существо разумное. Взаимодей­ствуя с другими людьми в рамках общественных структур, че­ловек развивается сам, совершенствует свои биологические, психологические, социальные качества и выступает важнейшим фактором и носителем общественного прогресса.

3. Виды обществ. Классификация общественных систем мо­жет осуществляться на основе различных методологических подходов и критериев.

Наиболее общим является деление обществ на первобытные и цивилизованные. В свою очередь, первобытные общества под­разделяются на матриархальные и патриархальные, на общества с присваивающей экономикой и общества с производящей эконо­микой. Среди цивилизованных можно выделить неразвитые общества с несформировавшимися еще социально-экономичес­кими и политическими институтами, низким уровнем жизни населения и общества развитые, т. е. уже достигшие высокой степени структурированности, системного уровня развития эко­номики, обеспечений гарантий благополучия и саморазвития. В процессе эволюционного развития формируются общественные системы, характеризующиеся определенной стабильностью со-циалънообразующих отношений, а в ходе революционного изме­нения общественных отношений складываются общества пере­ходного типа.

С позиций марксистской теории, где основным критерием считается способ производства, различают первобытно-общин­ную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунисти­ческую (первая фаза социализм) формации.

Цивилизационный подход (А. Дж. Тойнби) на основе «со­циокультурного» критерия предполагает существование 21 цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирийская, мекси­канская, западная, дальневосточная, православная и др.).

При всем многообразии общественных систем, противоре­чивости и неравномерности их развития следует выделить три компонента, присущих любому человеческому обществу с мо­мента возникновения: власть, управление и регулирование.

4. Основные факторы, обуславливающие необходимость и значение институтов управления и регулирования в жизни обще­ства

4.1. Требования организованности и безопасности. Человече­ство на планете Земля возникло и существует в виде различных (по численности населения, территории, формам связи, власт­ным, «потестарным» взаимоотношениям и др.) объединений людей -- обществ. Первоначально -- в виде малых обществ (групп, родов), затем — все больших (племен, общин, городов), вплоть до огромных территориально-государственных образо­ваний (протекторатов, империй).

Любое общество как объединение разумных существ — лю­дей, образующих органичную социальную систему, нуждается в надлежащей организованности и надежной безопасности для со­хранения и продолжения жизни на планете, для противостоя­ния процессам энтропии, распада. История человеческого об­щежития доказала, что это возможно лишь при наличии опре­деленных органов, учреждений социального управления и норм, правил социального регулирования.

Требования организованности и безопасности затрагивают все стороны жизнедеятельности общества: материальную и ду­ховную, экономическую и социальную. Причем их востребо­ванность и необходимый коэффициент эффективности возрас­тают по мере развития общества и появления новых угроз. Се­годня актуальными становятся проблемы национальной и глобальной, энергетической и экологической безопасности, а также проблемы разработки организационно-технологических способов и средств предотвращения террористических актов и стихийных катаклизмов.

4.2. Требования системности, всеобщности и непрерывности социального управления и регулирования. В «доцивилизационную» эпоху управление и регулирование имеет в основном природ-но-естественный характер, строится на началах традиций, пер­вобытной веры и мифов, на необходимости обеспечения един­ства и сплоченности первичных единиц человеческой популя­ции, «малых обществ» (рода, общины, племени).

После вступления общества в эпоху цивилизации оно обре­тает собственную экономическую основу (в виде индивидуали­зированной частной собственности, обособленного индивида как субъекта хозяйственной и социальной деятельности), воз­никает потребность в формировании принципиально новых систем управления и социального регулирования. Важнейши­ми чертами, характеризующими их основу, стали системность и всеобщность управления и регулирования, их единство, взаимо­действие. При этом нормальное функционирование, самораз­витие всего общества возможно только при последовательном, непрерывном воздействии регулятивных начал, ибо необходимо постоянно определять поведение людей и их коллективов, обес­печивать сочетание и гармонизацию индивида с поведением других людей, разрешать возникающие в обществе жизненные ситуации.

4.3. Структурированность общества и требования адекватно­сти систем управления и регулирования соответствующему уров­ню его развития, структурным и сущностным изменениям. Уже в условиях первобытного общества начинают складываться раз­личные группы, слои, объединения людей, обусловленные их потребностями, интересами, целями. Возникает необходимость упорядочения их взаимоотношений с помощью регулятивных и управленческих средств.

По мере развития материального производства и самого че­ловека, с появлением частной собственности и обособленного индивида общество постепенно разделилось (раскололось) на классы. То есть сформировались большие группы людей, выде­лившиеся по их отношению к собственности, участию в произ­водстве, обладанию материальными богатствами.

Классовое деление представляет собой одну из существен­ных и необходимых характеристик общества в условиях циви­лизации, характеризующих его структурированность, место и роль отдельных групп населения в производстве, присвоении и распределении общественного продукта. Естественно, что на­личие материальных благ у одной группы людей, возможность оказывать влияние на решение общих дел и отсутствие таких благ и возможностей у других групп неизбежно приводит к антагонистическим противоречиям и бескомпромиссным кон­фликтам.

В этих условиях на исторической арене появляются новые формы управления и регулирования -- государство и право, призванные в условиях классового деления обеспечить целостность, организованность общественной жизни, охранять общие условия труда и жизнедеятельности, а в необходимых случаях использовать различные формы принуждения вплоть до систе­матического насилия.

На ранних стадиях развития классового общества (а также в авторитарных и тоталитарных системах) государство и право выступают в качестве социальных институтов, обеспечивающих господство (диктатуру) отдельных классов, реализацию их груп­повых экономических и политических интересов.

Только в новейшей истории с постепенным преодолением классовых антагонизмов, с формированием гражданского обще­ства государство все более становится политической организа­цией всего общества, призванной не только обеспечивать цело­стность, организованность и безопасность страны, но и созда­вать максимально благоприятные предпосылки и условия для успешного экономического, политического и духовного разви­тия всего общества, в центре которого — человек, личность, об­ладающая высоким достоинством и неотъемлемыми правами.

Существование и развитие государства и права связано так­же и с другими (кроме классового деления) структурными осо­бенностями общества. В том числе — особенностями, выража­ющими этническое происхождение населения, его отдельных групп, наций, конфессиональных, религиозных структур. Госу­дарство и право призвано учитывать все эти особенности, адек­ватно отражать их в своем построении, содержании и функци­онировании своих институтов.

Следует иметь в виду и то, что структурированность в обще­стве зависит и от свойств, черт самого человека, уровня его духовного и культурного развития. На протяжении всего своего существования человек стремится объединиться с людьми, близкими по духу, интересам, или ищет в других людях то, чего нет в нем, наконец, определяет ячейки (клубы, организации, партии и т. д.), где он чувствует себя более комфортно и защи-щенно, чем просто в обществе и государстве.

4.4. Роль и значение систем управления и регулирования в раз­решении социальных конфликтов, минимизации стихийных и орга­низованных негативных проявлений в обществе. Существование и развитие общества связаны с определенными конфликтами, столкновением различных интересов, их борьбой. Наряду с классовыми, этническими, национальными, религиозными конфликтами существенное значение в общественной жизни имеют конфликты экономические и личностные.

Экономические конфликты в значительной своей части но­сят «естественный», нормальный характер, связаны с развити­ем экономической системы. Это неизбежные в рыночной эко­номике конкурентные отношения, борьба за рынки сырья и сбыта, «за покупателя». В то же время в экономической облас­ти (как и в сфере политики) возникают конфликты, сопряжен­ные со стремлением к групповому и личному, олигархическому господству, завоеванию доминирующего положения в экономи­ке, в той или иной ее области.

В связи с трудностями нравственного развития, столкнове­нием природных и духовных начал в каждом человеке значи­тельное место в жизни общества занимают и личностные кон­фликты, связанные с семейными, наследственными и иными отношениями, личностными особенностями и пристрастиями тех или иных людей.

В условиях первобытно-общинного строя спорные вопросы регулировались на основе мифологических образов, обычаев и, как правило, коллективно. Позднее решение этих конфликтов берут на себя религиозные, корпоративные и иные обществен­ные организации. В цивилизационную эпоху главная роль в предупреждении и разрешении конфликтов, возникающих в обществе, принадлежит государству и праву, которые отлича­ются всеобщностью, общеобязательностью и возможностью принуждения.

Здесь, как и в других сферах жизни общества, проявляются их «совместные» функции, аспекты тесного взаимодействия. Государство и право призваны:

во-первых, выработать и поддерживать непрерывно действу­ющую единую для страны систему правовых норм (законов), содержащих разумные и справедливые основы для разрешения возникающих в обществе конфликтов;

во-вторых, создать и постоянно совершенствовать систему судебных и правоохранительных учреждений, способных в мак­симально короткие сроки на основе действующего законода­тельства решать в строгих процессуальных формах каждый кон­фликт, возникающий в обществе, и незамедлительно полно и реально проводить принятое решение в жизнь;

в-третьих, обеспечить эффективное использование управ­ленческих и регулятивных ресурсов экономического, полити­ческого, корпоративного, нравственного, религиозного харак­тера для формирования системы отношений (порядка), предуп­реждающих и нейтрализующих конфликтные ситуации.

5. Социальное регулирование жизнедеятельности людей

5.1. Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой «зоологи­ческий индивидуализм» и в процессе общения с себе подоб­ными вырабатывать определенные или неосознаваемые соци­альные установления (регуляторы). Эти установления были не­обходимы:

для удовлетворения биологических потребностей и форми­ровались в ходе совместной охоты, рыбной ловли, строитель­ства убежищ и т. д.;

на психологическом уровне для преодоления страха и «на­лаживания контактов» с непонятными еще природными зем­ными и небесными силами через культовые образы, обряды и сооружения;

для объяснения самой человеческой жизни, ее сути и смыс­ла, осуществления связи с предыдущими и будущими поколе­ниями путем мифологического построения мира.

Это были неразвитые, примитивные «регуляторы», отвечаю­щие, в нашем современном понимании, только на один воп­рос, поставленный жизнью: «можно?», и содержащие один от­вет тоже в жизненно-необходимых случаях: «нельзя». Думается, что в той реальности все было гораздо сложнее.

5.2. В числе первых таких социальных регуляторов можно назвать табу — запрет на совершение каких-либо действий (зап­рет инцеста — вступления в интимные отношения с кровными родственниками, запрет восхождения на священную гору, зап­рет охоты на определенное животное, запрет употреблять ка­кие-то слова, имена и т. п.). Более общим регулятором этого же ряда выступает тотем, связывающий упорядоченность родствен­ных отношений группы людей с каким-либо таинственным, сверхъестественным предметом или животным.

В виде обобщенных регуляторов жизнедеятельности людей выступали различного рода мифы, сказания, в которых закреплялись существующие регулятивные установления, предусматри­вались и истолковывались будущие модели нормативного поведе­ния людей с учетом прошлого опыта. Это были своеобразные источники (формы) социальных регуляторов того времени.

Важнейшее значение для организации нормальной жизни людей в условиях первобытного общества играли обычаи — ис­торически сложившиеся, естественные правила поведения, вошед­шие в привычку в результате воспитания и многократного повто­рения одних и тех же действий и отношений. Обычаи носили

достаточно устойчивый и универсальный характер. Они могли выступать и в виде запретов, и в виде дозволений, и в виде обязываний, и даже в виде определений (дефиниций).

5.3. Для социальных регуляторов доцивилизационной эпохи развития общества были характерны некоторые общие черты, изучение которых позволяет лучше разобраться в генезисе и перспективах развития современных регулятивных средств.

Во-первых, следует отметить обусловленность этих регуля­торов природно-естественными факторами. Цикличность мно­гих природных явлений, последовательность смены поколений, размеренность биологических процессов и многое другое по­влияло на становление социальных регуляторов как меры, нор­мы, образца для поведения людей.

Во-вторых, они носят общий и неоднократный характер, они были «отмерены» для всех людей, принадлежащих к определен­ной социальной группе (роду, племени), живущих и рожден­ных в будущем.

В-третьих, все они были «мононормами», т. е. выступали од­новременно в качестве норм организации общественной жиз­ни, норм первобытной морали и религиозных норм (ритуаль­ных и обрядовых правил).

В-четвертых, эффективность реализации мононорм была достаточно высока, так как они являлись жизненно-практичес­кими правилами для человека и соблюдались в силу авторите­та и привычки. Однако в необходимых случаях они подкрепля­лись коллективным, общественным принуждением. Жесткость последнего, в зависимости от степени проступка, доходила до мер, обрекающих нарушителей на смерть.

С усложнением социальной жизни, развитием самого чело­века, изменениями в материальном производстве изменяется и система регулятивных норм. Социальная дифференциация, приведшая к классовому расслоению общества, обусловила сна­чала «распад» мононорм на моральные, религиозные и органи­зационные (трансформированные обычаи) нормы. Затем появ­ляются корпоративные, политические и правовые нормы. В настоящее время с учетом существующих в литературе мнений и хронологии можно говорить о нескольких системах норматив­ных регуляторов, состоящих, в свою очередь, из различных уров­ней, видов и отраслей: биолого-психологических; мифолого-рели-гиозных; моральных; корпоративных; организационно-политичес­ких; культурно-эстетических и правовых.

32