Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

Психология мышления

331

с действительностью, то есть если в основе этого переживания лежит установка, отражающая объективную ситуацию. Однако установка может быть и внушена; те или иные положения могут показаться истинными либо потому, что они высказа­ ны авторитетным лицом, либо в силу того, что они нас каким-то образом устраи­ вают, поскольку их содержание отвечает нашим скрытым намерениям и желаниям. По этим причинам у нас может возникнуть соответствующая им установка и, сле­ довательно, уверенность. В этом случае, разумеется, говорить об истинном позна­ нии не приходится.

в. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Умозаключение

Третьей формой понятийного мышления обычно считают заключение. Одна­ ко, в сущности, умозаключение — тоже суждение, поскольку и здесь речь идет о подтверждении соотношения между субъектом и предикатом. Различие состоит лишь в том, что в случае обычного суждения мы имеем дело с самой действительностью, получая то или иное суждение путем ее непосредственного изучения. В случае же умозаключения мы основываемся не непосредственно на самой действительности, а на суждениях (так называемых посылках) применительно к различным моментам действительности, выводя наше суждение (так называемое умозаключение) на этом основании, то есть исходя из уже известных суждений приходим к новому сужде­ нию. Например, достаточно знать, что все люди смертны, чтобы заключить, что человек Сократ тоже смертен. Для уяснения взаимоотношения между Сократом и смертью наблюдение за самим Сократом совершенно излишне, то есть данное от­ ношение можно обнаружить и без непосредственного наблюдения, если известно, что все люди смертны, а Сократ — человек.

В логике давно известно о существовании трех видов умозаключения: 1) дедук­ ция, то есть умозаключение о частном положении (Сократ смертен) на основании общего положения (все люди смертны); 2) индукция — умозаключение общего поло­ жения из частного, обобщение частного случая (например, различные тела расширя­ ются под влиянием тепла; следовательно, тепло расширяет любое тело) и наконец, 3) аналогия — из одного частного случая выводится суждение о другом, похожем ча­ стном случае (например, на Земле есть атмосфера и здесь живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера. Следовательно, там также должны жить люди).

Познавательная ценность умозаключения очень велика, поскольку оно позво­ ляет человеку знать не только то, что он самолично наблюдал и о чем высказывал суждения, но и то, что никогда непосредственно не изучал. Без умозаключения наше знание ограничивалось бы кругом наших непосредственных суждений. Благодаря умо­ заключению оно выходит далеко за их пределы. Система знаний формируется исклю­ чительно благодаря умозаключению. Однако не будь сама действительность системой отношений, и умозаключение было бы невозможным.

2. Процесс умозаключения

Существует несколько фундаментальных экспериментальных исследований, предоставляющих важный материал для уяснения психологических особенностей данной формы мышления (особенно Штеринга и Линдворского).

332

Глава восьмая

Прежде всего выяснилось, что умозаключение, подобно другим формам по­ нятийного мышления, тесно связано с наглядными переживаниями — опирается и широко использует их. Например, когда испытуемый делает умозаключение на ос­ нове известных ему пространственных или временных взаимоотношений объектов (допустим, А находится слева от В, а С — справа от В; каково пространственное расположение А по отношению к С?), он обычно создает некое общее представле­ ние, в котором схематично дано пространственное расположение А, В, С. После этого достаточно окинуть мысленным взором данную схему, чтобы непосредствен­ но вычитать ответ на поставленную задачу. Примечательно, что использование по­ добного метода возможно не только в случаях временных и пространственных взаимоотношений, но и в случае других наглядных, а порой и ненаглядных призна­ ков. Можно даже подумать, что в данном случае мы имеем дело не с настоящим мыслительным актом, не с умозаключением, а с простым восприятием соотноше­ ния между двумя объектами. Однако это не так: во-первых, уже само составление соответствующей схемы подразумевает безусловное участие мышления, в частности актов правильной комбинации, для того чтобы правильно расположить элементы в схеме; во-вторых, прочтение схемы — это не только восприятие, ведь оно дано в виде словесно сформулированных суждений: А находится слева от С.

В общем наглядные схемы и символы, участие которых в процессе умозаклю­ чения оказалось совершенно обычным явлением, не только не отрицают, а, наобо­ рот, подтверждают участие мышления в данном процессе, выполняя роль иллюст­ рации или представительства мысли; стало быть, они всегда подразумевают участие мысли. Вне соответствующей мысли схемы и символы утратили бы определенное значение, поскольку в таком случае они могут выступать и в качестве символов с другим содержанием. Например, схему А—В—С можно считать символом не толь­ ко пространственных взаимоотношений А—С, но и символом их последовательнос­ ти или же равноудаленности А и С от В.

Кроме наглядных схем, акт умозаключения особенно часто опирается на ис­ пользование каких-либо правил или законов. Например, А = В, В = С. Какое умозак­ лючение следует из этого? Тот, кто знает правило о том, что две величины всегда равны друг другу, если каждая из них равна третьей величине, исходя из него прямо ответит, что А = С. Выяснилось, что подобные общие мысли выполняют значитель­ ную роль в конкретных случаях умозаключения.

Однако умозаключение — как основывающееся на наглядных схемах, так и вытекающее из общих положений — является истинным умозаключением лишь по­ стольку, поскольку содержит мысль о новых отношениях. Именно в этом и состоит основное достижение экспериментального исследования умозаключения: истинным ядром умозаключения является переживание отношения — постижение отношения между субъектом и предикатом путем осмысления данных посылок.

Настоящее умозаключение имеется лишь тогда, когда связь между посылками и заключением имеет необходимый характер, когда с помощью нового акта мышле­ ния постигается существование этой связи. «Для того чтобы имело место умозаклю­ чение, нужно, чтобы субъект соотнес содержание заключения с содержанием посы­ лок и в его сознании отразились объективные связи между ними. Пока содержание посылок и заключения дано в сознании рядоположно, умозаключения — несмотря на наличие и посылок и заключения — еще нет» (Рубинштейн).

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии