Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

58

Глава вторая

томы проявляются при так называемой «базедовой болезни», возникающей вследствие гипертонии щитовидной железы.

3. Также очевидное влияние на организм оказывает так называемый «гипофиз», или придаток мозга, расположенный у основания мозга, выше крестовины зритель­ ного нерва. О влиянии, оказываемом им на организм, наглядно свидетельствуют слу­ чаи его гипотонии и гипертонии. При недостатке гормона процесс роста организма замедляется, а при избытке рост человека достигает гигантских размеров. Сегодня уже экспериментально подтверждено, что гипофиз оказывает решающее влияние на регу­ ляцию роста: удаление гипофиза у молодого животного вызывает соответствующее за­ медление роста всех частей его организма, так что, в конечном счете, пропорция меж­ ду этими частями остается обычной, но тело не достигает нормальной величины — животное оставляет впечатление миниатюрного представителя своего рода.

4. Еще в восьмидесятых годах XIX века было замечено (Броунсекар), что поло­ вые железы обладают двойной функцией — как внешней, так и внутренней секреции. Тогда как первая служит цели размножения организма, вторая создает специфические химические продукты, переходящие в кровь и оказывающие мощное воздействие на весь организм. Воздействие гормонов половых желез на весь организм является чрез­ вычайно сильным и наглядным. Все половые особенности, определяющие различие женского и мужского организмов, должны быть приписаны внутрисекреторному дей­ ствию половых желез. Если животному мужского пола пересадить женские половые железы или наоборот, то животное приобретет признаки противоположного пола; например, петух станет похож на курицу, а курица — на петуха. Поэтому неуди­ вительно, что в медицине в целях обновления, омоложения организма обращаются именно к половым железам. Известные опыты по омоложению Штайнаха и Воронова, дающие иногда, хотя бы временно, весьма впечатляющие результаты, подтверждают факт огромного влияния половых желез на весь организм.

Помимо упомянутых внутрисекреторных желез существуют и другие, инкреты (внутренние выделения) которых оказывают на организм большое влияние. Очевидно, что железы внутренней секреции принимают особенно значимое участие в формиро­ вании целостности организма. Поэтому неудивительно, что, по мнению некоторых ученых, вся конституция человека предопределена, прежде всего, взаимодействием этих желез. Однако несомненно и то, что в становлении конституции особенно важ­ ную роль играет также нервная система.

Нервная система

На пути филогенетического развития живого организма ни одна из его сторон не претерпела столь наглядные изменения, как нервная система. Поэтому ничего так четко не характеризует уровень развития живого организма, как морфологические и функциональные особенности нервной системы. Это обстоятельство позволяет пред­ положить, что с организмом как целым наиболее существенным образом связана именно эта его сторона — нервная система. Современная наука располагает целым рядом фактов, полностью подтверждающих бесспорность этого положения.

Сцелью более ясного выявления основополагающей роли нервной системы

встановлении организма как целого целесообразно рассмотреть ее с точки зрения развития. Не вызывает сомнений, что нервная система высших животных в ее нынеш-

Биологические основы личности

59

нем виде является результатом необозримо длинного пути развития, вследствие чего представляет собой морфологически и функционально чрезвычайно сложный аппа­ рат. Поэтому очевидно, что ведущая роль нервной системы для всего организма более отчетливо проявляется на ступенях ее зарождения и постепенного развития, нежели там, где она служит целям в значительной мере усложненного и дифференцирован­ ного организма.

Установление связи, отношений между организмом и средой всегда считалось главнейшей функцией нервной системы. Следовательно, изначально подразумева­ лось, что как внешнее воздействие на организм, так и, наоборот, воздействие орга­ низма на среду осуществляется через нервную систему. Соответственно, нервная сис­ тема состоит из двух разновидностей элементов: из элементов, или нервных волокон, передающих организму воздействие среды, и элементов, или нервных волокон, пе­ редающих исходящие из организма импульсы его различным рабочим органам, кото­ рые, в свою очередь, соответствующим образом воздействуют на среду. Таким обра­ зом, в нервной системе различаются две разновидности нервных волокон: афферентные (рецепторные, чувственные) и эфферентные (моторные, эффекторные). У более или менее сложных организмов эти две системы нервных волокон объединяет третья си­ стема — так называемая «центральная нервная система», принимающая идущие аф­ ферентным путем импульсы и передающая их эфферентной системе, то есть упоря­ дочивающая взаимосвязь этих двух систем и, тем самым, организма и среды.

На примитивной ступени развития жизни положение вещей следует представить иначе. Одноклеточный организм также является живым существом, и он, как таковой, находится в определенной связи со своей средой, то есть он принимает исходящие из среды импульсы и отвечает на них тем или иным движением или реакцией. Следова­ тельно, функционально в основном он ничем не отличается от организма, имеющего нервную систему, хотя морфологически сам этой последней не располагает. Этот факт заслуживает особого внимания. Он показывает, что на начальной ступени жизни вли­ яние среды на организм и организма на среду осуществляется не через специальный орган — нервные элементы, а посредством всего организма; несомненно, что здесь фун­ кции нервной системы выполняет организм в целом.

На несколько более высокой ступени развития (например, среди червей) по­ ложение меняется. Здесь морфологический состав организма становится относитель­ но более сложным. Среди клеток, составляющих внешнюю оболочку тела, встре­ чаются клетки, отличающиеся от остальных как структурно, так и функционально; в этом случае, безусловно, можно говорить о зачаточной форме нервного элемента. Правда, этот нервный элемент пока еще полностью лишен функциональной диффе­ ренциации, поскольку нельзя сказать, что он исполняет роль или только афферент­ ного, или только эфферентного волокна. В нем обе эти функции все еще объедине­ ны, то есть он одновременно является и рецептором, и эффектором.

На следующей ступени развития рецепторные и эффекторные функции уже распределяются между отдельными клетками, то есть одни клетки получают внешнее раздражение, а другие дают ответную реакцию. Однако характерным для этой ступе­ ни развития является то, что действие эффекторных и эффекторных клеток ничем не опосредовано — эффекторная клетка своим внутренним слоем прямо соприкасается с эффекторной и так передает ей импульс.

Зачаток специального передающего аппарата — центральной нервной системы — появляется лишь на последующей ступени развития. Между чувствительными и двига­ тельными клетками включаются новые нервные элементы, берущие на себя лишь фун­ кцию передачи импульсов, исполняя, таким образом, роль центрального аппарата.

60 Глава вторая

ДЛЯ всех упомянутых ступеней развития нервной системы особенно характерно то, что она как морфологически, так и функционально представляет собой диффузную систему в полном смысле этого слова. Нервные элементы широко разветвлены по все­ му организму и столь связаны, переплетены между собой своими отростками, что най­ ти границу между ними не представляется возможным. Одним словом, число взаимо­ связей каждого отдельного элемента со всеми остальными неисчислимо, и все тело составляет неразрывное целое. Само собой разумеется, что подобное диффузное стро­ ение нервной системы характеризуется надлежащим физиологическим действием, в частности, в ответ на воздействие раздражителя на одну какую-то часть тела следует реакция всего двигательного аппарата, то есть любой раздражитель вызывает диффуз­ ную реакцию всего организма.

Стало быть, несмотря на зарождение отдельных специальных элементов — не­ рвных элементов и нервной системы — организм все еще целиком отвечает на воздей­ ствие внешней среды, то есть различие или дифференциация между отдельными орга­ нами организма и отдельными частями моторного аппарата еще отсутствует. Это — дело будущего.

На следующей ступени развития на передний план выходит именно этот про­ цесс дифференциации. Вначале возникает так называемая «узловая нервная система». В различных местах организма образовываются более или менее концентрированные группы нервных элементов, создавая тем самым нервные узлы. Невзирая на подобную морфологическую дифференциацию, физиологически узловая нервная система по сути остается диффузной, поскольку внешние раздражители вызывают либо диффуз­ ную реакцию всего двигательного аппарата, либо, в лучшем случае, какой-нибудь целостной системы (например, системы внутренних органов, системы периферичес­ ких мышц).

На последующей ступени развития процесс дифференциации нервной систе­ мы особенно заметно продвигается вперед. Появляется так называемая «цепочечная нервная система» — одна из высоких форм развития нервной системы. Здесь в каж­ дом сегменте тела развивается собственный нервный аппарат, позволяющий ему дей­ ствовать совершенно независимо от остальных сегментов. Организм разделяется на отдельные единицы (сегменты), и происходящее в одном сегменте почти совершен­ но не касается другого. Однако более углубленное изучение строения цепочечной нервной системы показывает, что это не совсем так. На самом деле она состоит не только из отдельных нервных узлов, являющихся самостоятельными нервными аппа­ ратами отдельных сегментов и придающих организму сегментарное строение. У нее обнаруживается также наличие системы нервных элементов, связывающей друг с другом нервные узлы всех сегментов и объединяющей их в единую нервную систему. Это обстоятельство подтверждает, что организм и на этой ступени развития остается целостным организмом. Особенно важным в этом смысле является образование не­ которых относительно крупных узлов, почти полностью лишенных сегментарного значения, но зато полностью подчиняющих себе действие всех остальных узлов, все­ го сегментарного нервного аппарата. Обеспечение целостного, интегрированного дей­ ствия организма составляет особую функцию этого несегментарного узла.

Таким образом, мы видим, что даже на этой ступени развития нервной систе­ мы, когда на передний план выступает тенденция дифференциации и размежевания, в нервной системе развиваются и элементы, обеспечивающие действие организма как целого.

Не останавливаясь более на последовательной характеристике дальнейших ступеней развития нервной системы и перейдя на рассмотрение нервной системы

Биологические основы личности

61

высших представителей животного мира и, в частности, человека, мы увидим, что особенно четко представлены здесь обе противоположные тенденции развития — как дифференциации, так и интеграции.

Рассмотрим вначале тенденцию дифференциации. В строении нервной системы человека четко сохранены оба достижения раннего развития, нашедших свое выраже­ ние в образовании, с одной стороны, узловой, а с другой — сегментарной нервной системы. Периферическая нервная система человека, то есть афферентные и эфферент­ ные пути, почти без исключения построена на сегментарном принципе — из спинно­ го мозга выходят 31 пара нервов, каждая из которых соединяется с определенной ча­ стью периферии нашего тела, представляя собой их нервный аппарат. Зато принцип узловой нервной системы находит свое выражение и дальнейшее развитие в строении центральной нервной системы.

Центральная нервная система, то есть мозг, представляет собой концентриро­ ванную массу нервных элементов, расположенную в совершенно определенных час­ тях тела — в позвоночнике и черепе. Этим она напоминает более высокий уровень развития узловой нервной системы. Главными ее частями являются:

1. Спинной мозг, расположенный в трубке позвоночника, от которого исходит большинство периферических нервов.

2.Продолговатый мозг (medulla oblongata), представляющий собой продолжение спинного мозга в черепе.

3.Мозжечок, расположенный в черепе и покрывающий сверху спинной мозг.

4.Наверху, чуть спереди, расположен средний мозг (corpora quatrigeina, четверо­

холмие).

5.Зрительный бугор (промежуточный мозг, thalamus opticus), расположенный между упомянутыми частями и большим мозгом и благодаря своему строению игра­ ющий роль медиатора между ними.

6.Большой мозг, который включает:

а) белое вещество (нервные волокна, либо исходящие из нижней части мозга и, особенно, из зрительного бугра, либо же соединяющие различные области самого

большого мозга, — так называемые «ассоциативные нервные волокна») и

 

б) серое вещество, то есть кору большого мозга, занимающую

площадь

2000 квадратных сантиметров и состоящую из 9 миллиардов нервных клеток1

(соглас­

но Дональдсону). На его поверхности имеется множество борозд и извилин. Среди них особенно важными являются центральная, или роландова борозда, расположенная между полушариями, и сильвиева борозда, находящаяся сбоку и особенно глубоко пронизывающая эту часть головного мозга. Из извилин очень важны по три извилины лобной и височной областей: верхняя, средняя и нижняя, три затылочные извилины {первая, вторая и третья извилины) и, наконец, верхняя и нижняя извилины темени.

Как видим, центральная нервная система человека морфологически сильно дифференцирована — не отмечается даже следа морфологической диффузии.

Возникает вопрос: какова она физиологически? Структура и функция и здесь, конечно же, неразрывно связаны между собой, поэтому несомненно, что вслед за морфологической дифференциацией частей нервной системы должна была развиться и функциональная (физиологическая) дифференциация. Соответственно, всем вы­ шеназванным частям нервной системы должна быть отведена в организме различная физиологическая роль.

1 По современным данным, количество нервных клеток в коре исчисляется приблизительно 15 млрд. - Примечание редактора

62 Глава вторая

Мы не станем останавливаться на рассмотрении периферических нервов, со­ держащих афферентные и эфферентные нервные волокна и исполняющих роль ре­ цепторов и эффекторов, и перейдем на анализ функций отдельных частей мозга. Функции так называемых «субкортикальных», или подкорковых, центров (то есть всех частей мозга, расположенных под полушариями большого мозга) должны заметно отличаться от функций большого мозга, тем более его коры. Если первые определя­ ют в основном чисто физиологические процессы, то большой мозг связан преиму­ щественно с психическими процессами.

В частности, роль спинного мозга состоит в основном в том, что он, во-пер­ вых, отвечает за рефлекторные движения, будучи их центром, и, во-вторых, про­ пускает идущее из периферии возбуждение к коре головного мозга и, наоборот, от него к периферии. Продолговатый мозг содержит центры, упорядочивающие дыха­ ние, сердцебиение, сосание, глотание и другие движения автоматического характе­ ра. Мозжечок отвечает в основном за сохранение и регуляцию равновесия тела, но под руководством большого мозга. Роль среднего мозга и зрительного бугра заключа­ ется главным образом в том, что здесь происходит переключение всех афферентных нервов по пути к коре головного мозга. Следовательно, кора головного мозга и функционально может быть сочтена надстройкой над этими центрами.

Большой мозг прежде всего играет роль центра психических процессов. Во вся­ ком случае, применительно к человеку это положение сомнений не вызывает. Но что касается животных, стоящих на более низких ступенях развития, здесь чем ниже эта ступень, тем меньшая роль отводится головному мозгу — у них психические про­ цессы связаны и с подкорковыми центрами. Например, если удалить большой мозг у рыбы, то она, в конечном счете, сохранит все-таки способность поиска пищи, ее обнаружения и соответствующего телодвижения. Голубь в таких условиях чувствует себя несколько хуже: он умрет с голоду, если не подносить пищу к его клюву. Со­ бака с удаленным большим мозгом (впервые такую операцию произвел Гольц, а теперь это делается часто) чувствует себя еще хуже, чем голубь, хотя через некото­ рое время вроде бы наступает улучшение: она кое-чему научается, в определенной мере приспосабливаясь к своему новому положению. Значительно более беспомо­ щен без головного мозга человек: один такой 29-летний больной полностью утра­ тил способность речи, зрение, подвижность конечностей; слух был очень понижен. Под воздействием голода он начинал выть, как животное. Что касается автомати­ ческих движений — сердцебиения, дыхания, процессов пищеварения, то все это осталось в норме. Все это ясно свидетельствует о том, что человек без большого мозга значительно меньше похож на обычного представителя своего рода, чем жи­ вотное, пусть даже собака, стоящая на относительно высокой ступени развития.

Таким образом, как видим, функционально большой мозг — хотя бы в случае человека — четко отделен от остальных частей мозга; в частности, он существенным образом связан с психическими процессами, тогда как расположенные под ним цен­ тры обеспечивают скорее чисто физиологические процессы.

Несмотря на столь ясно выраженную морфологическую и функциональную дифференциацию, нервная система все же особенно служит целостности организма, ведь она лежит в основе объединения, согласования, координации действий отдель­ ных частей и систем организма; вне этой роли нервной системы было бы невозмож­ но говорить о целостном организме.

Каким образом нервная система оказывает на организм объединяющее воздей­ ствие при столь далеко идущей дифференциации? Несомненно, что это должно иметь и некоторую морфологическую основу. Согласно последним исследованиям Леонто-

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии