Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

178

Глава шестая

тела в целом, увязывая с его отдельными частями; на теле вычленились отдельные части, на которые было возложено выполнение этих двух функций. Таким образом, общая функция всего тела превратилась в функцию его отдельных частей. Так воз­ ник первый специальный орган, выполняющий сенсомоторные функции. Следует особо подчеркнуть, что примитивная чувствительность живого организма, стало быть, непосредственно связана с движением — ощущение не существует отдельно, вместе с ним возникает и соответствующее движение организма. Размежевание этих функций произошло на более высокой ступени развития.

Далее развитие пошло по пути дифференциации самостоятельных органов чувств. Во-первых, для нахождения и идентификации пищевых объектов, произво­ дящих химическое воздействие на организм, в этом последнем выделились отдель­ ные части, наделенные особой химической чувствительностью, и потому легче и точнее справлявшиеся с этой функцией. Так возник орган вкуса, строение которого со временем все больше и больше соответствовало возложенной на него функции. Также возник и орган обоняния, воспринимающий химическое воздействие пищи

ина расстоянии, облегчая, тем самым, организму ее поиск. К этому добавилось за­ рождение и последующее развитие аппаратов, специально устроенных для получе­ ния механических и микромеханических раздражителей, — органов осязания, зрения

ислуха. Если прежде эти раздражители воспринимались всем организмом, то теперь положение изменилось; для их отражения вычленились отдельные части организма, наилучшим образом приспособленные для решения данной задачи.

Таким образом, становится ясным, что выделение отдельных органов в про­ цессе развития служило лучшему приспособлению организма к среде. Потому-то и появились органы с различным строением, что существовали различные раздражи­ тели, к которым организму приходилось приспосабливаться. Потому-то и выполня­ ет каждый отдельный орган соответствующую своему строению специфическую функцию, что его развитие происходило в условиях воздействия специфического раздражителя. Итак, можно заключить, что отмеченные Мюллером факты специфи­ ческого действия органов чувств доказывают не их независимость от природы раз­ дражителей, а, напротив, полную зависимость от последних; стало быть, ощуще­ ния дают нам не иллюзию действительности, а представляют собой ее отражение.

Таким образом, мы можем остановиться на следующем положении: наша ак­ тивность протекает во взаимосвязи с объективной действительностью; для ее успеш­ ного осуществления необходимо правильное отражение объективной действитель­ ности, и субъективно такое отражение дает наше чувственное восприятие.

Естественно встает вопрос: каков вклад каждого отдельно взятого органа чувств в отражении объективной действительности?

Однако прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса, следует уяс­ нить, какая взаимосвязь существует между ощущением и раздражением с точки зре­ ния интенсивности.

7. Закон Вебера и Фехнера

Каждое ощущение, кроме качества, непременно обладает определенной степе­ нью интенсивности, или силы. Представляется интересным выяснить, каково взаи­ моотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражения. Воз­ можно, что интенсивность ощущения либо совершенно не связана с интенсивностью раздражения, либо, наоборот, она представляет собой прямое отражение этого пос-

Психология восприятия

179

леднего, либо же, наконец, между ними имеется специфическая взаимосвязь, под­ чиняющаяся определенной закономерности.

Решить данный вопрос невозможно ни путем простого наблюдения, ни на основе того или иного теоретического соображения. В этом случае дать что-либо зна­ чимое может только эксперимент. Поэтому неудивительно, что первый шаг, сделан­ ный на пути научного решения данного вопроса, носил экспериментальный харак­ тер; вместе с тем, это был тот первый психологический вопрос, разрешить который попытались путем эксперимента. История экспериментальной психологии начина­ ется с того времени, когда физиолог Вебер поставил вопрос о соотношении между ощущением и раздражением, то есть между психическим и физическим, с точки зрения их интенсивности. В последующем опыты Вебера продолжил физик Фехнер, окончательно заложив тем самым основы той части психологии, которая известна под названием «психофизики» и которая в течение нескольких десятилетий счи­ талась наиболее интересной и важной отраслью психологии.

Так, что же

выяснилось о взаимосвязи между ощущением и раздражением

с точки зрения их интенсивности?

Во-первых,

окончательно подтвердились наблюдения, свидетельствующие

о том, что человек ощущает отнюдь не любое изменение раздражения, а чувствует лишь раздражение относительно большой интенсивности. Во-вторых, в результате точных исследований был найден закон, лежащий в основе соотношения между ин­ тенсивностями раздражения и ощущения.

Для понимания этого закона особенно важным является понятие так называ­ емого «порога», установленное в процессе психофизических исследований.

Выяснилось, что интенсивность раздражения должна достигнуть определен­ ного уровня с тем, чтобы мы хоть как-то почувствовали его воздействие. Уровень раздражения, дающий такое едва заметное ощущение, называется «нижним порогом» ощущения. Однако существует и такой уровень интенсивности раздражения, после увеличения которого интенсивность ощущения уже не усиливается. Этот уровень называется «верхним порогом» ощущения. Воздействие раздражения мы чувствуем только в интервале между этими порогами, поэтому их принято называть и «внеш­ ними порогами» ощущения.

Примечательно, что полного параллелизма между интенсивностями ощущения и раздражения не существует и в межпороговом интервале интенсивностей. Напри­ мер, беря в руки книгу, мы, разумеется, чувствуем ее вес. Следовательно,

вданном случае интенсивность ее веса находится в промежутке между нижним и вер­ хним порогами. А теперь заложим в книгу лист бумаги; физически вес книги уве­ личится, то есть уровень интенсивности раздражения повысится. Однако, взяв книгу

вруки, мы это изменение ее веса не почувствуем. Увеличение веса должно достиг­ нуть определенного уровня, чтобы мы могли это как-то заметить. Величина прироста раздражения, необходимого для получения этого едва заметного различия между ощущениями, называется «порогом различения». Раздражение, по интенсивности пре­ вышающее данную величину, называется «запороговым», а раздражение с меньшей интенсивностью — «допороговым». Уровень порога различения (высокий или низкий) зависит от чувствительности к различению: чем выше чувствительность к различе­ нию, тем ниже порог различения.

Вебер первым обратил внимание (1834) на то, что порог различения бывает двояким — абсолютным и релятивным и что очень важно отличать их друг от друга. Абсолютным порогом различения называется прирост интенсивности раздражения,

180 Глава шестая

необходимый для достижения порога различения. Например, если для того, чтобы почувствовать едва заметное изменение 2000-граммового веса, к нему необходимо добавить 200 грамм, и тогда эта величина представляет собой абсолютный порог ощущения. Показатель абсолютного порога не является постоянной величиной и за­ висит от веса основного раздражителя. Например, если к основному раздражителю весом в 2000 грамм следует добавить 200 грамм, то в случае 4000-граммового раздра­ жителя 200 грамм уже недостаточно — к нему нужно прибавить больше.

Если эту же величину (в нашем примере — 200 грамм) выразить не в твердых физических единицах измерения (в нашем примере — граммах), а числом, выража­ ющим отношение между добавочным раздражением и основным раздражением, то получим релятивный порог различения (в нашем примере вес основного раздражи­ теля составлял 2000 грамм, а добавочного — 200 грамм; отношение между ними составляет 200/2000 = 0,1. Следовательно, релятивный порог равен 0,1). Когда Вебер вычислил релятивный порог различения для различных случаев основного раздра­ жения, выяснилось, что этот порог представляет собой константную величину. В об­ ласти модальности веса он равен 0,1. Это означает, что для того, чтобы почувст­ вовать едва заметное изменение веса, его нужно увеличить или уменьшить на одну десятую часть.

Именно в этом заключается известный основной психофизический закон Ве­ бера, сыгравший столь значительную роль в истории психологии. Его формула очень проста и выражается следующим образом:

dr/r = const,

где dr — величина дополнительного раздражения, а r — величина основного раздражения.

После опубликования Вебером формулы своего закона было проведено мно­ жество экспериментальных исследований с целью установления величины релятив­ ного порога различения во всех модальностях ощущения. Фехнер дал закону Вебера точное математическое выражение: для того, чтобы интенсивность ощущения росла в математической прогрессии, интенсивность раздражения должна расти в геометричес­ кой прогрессии. Более короткая математическая формула данного положения выгля­ дит следующим образом:

Е = logR,

где Е — интенсивность ощущения, R — интенсивность раздражения. Последующие интенсивные исследования подтвердили, что закон Вебера-

Фехнера имеет приблизительное значение — он действителен лишь в определенных пределах. В этих пределах величина порога различения для разных модальностей ока­ залась следующей:

Вес - 10% (в пределах 2000-6000 грамм).

Давление — 5% (на кончике указательного пальца, в пределах 50—2000 грамм). Свет — 1—3% (в пределах 1000-2000 люкс).

Острота зрения — 2% (при сравнении линий, плоскостей). Тон — 12% (в пределах средней высоты и средней силы). Шум - 33%.

Ошибка Фехнера главным образом заключалась в том, что он счел возмож­ ным точное измерение интенсивности ощущения, приняв за единицу измерения так называемую «едва заметную разницу между интенсивностями ощущения». Экспери­ ментальное изучение вопроса не подтвердило правильности его подхода.

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии