Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

74

Глава третья

Мы убедились, что отношения между средой и живым организмом следует представить иначе. Вопреки взглядам механицизма и витализма, эти отношения име­ ют трехчленный характер. Наша схема такова: среда—субъект (установка)—поведение. Особенно примечательно то, что поведение в конечном счете и здесь определяется средой; однако это происходит опосредствованно, через субъекта, у которого та же среда вызывает соответствующую ситуации установку, а эта последняя приводит к поведению, как своей реализации. Поведение непосредственно определяется установ­ кой, являющейся непосредственной причиной его возникновения. Но ведь наличие установки означает, что организм предварительно настроен на определенное поведе­ ние. Следовательно, то, как он будет действовать в той или иной ситуации, предва­ рительно дано в установке. То, что должно произойти, то есть как себя поведет себя живое существо в определенных условиях, определено в установке субъекта еще до начала поведения. Следовательно, установка действует не только как истинная при­ чина, но и подобно цели: в установке, подобно цели, заранее заложено то, что про­ изойдет в дальнейшем.

Но ведь в лице установки мы имеем дело с отражением ситуации в субъекте. Стало быть, если поведение определяется установкой и осуществляется в соответ­ ствии с установкой, то это означает, что оно осуществляется в соответствии с ситу­ ацией и, следовательно, целесообразно: поведение живого существа имеет целесооб­ разный характер.

Так решается вопрос целесообразности поведения. Оно полностью включено в причинно-следственный круг: это цепь нигде не прерывается. Не существует никакой посторонней силы (энтелехия или психоид), которая вмешивалась бы в процесс протекания действительности и произвольно направляла его. Несмотря на это, по­ ведение живого существа все же имеет целесообразный характер.

3. Установка и человек

До сих пор речь шла об установке живого существа вообще. Но ведь психоло­ гия, в первую очередь, интересуется специально человеком. Поэтому возникает есте­ ственный вопрос: что является специфичным для человека? Какое изменение, воз­ никающее в процессе развития, делает понятным факт различия поведения человека

иживотных? На этом вопросе более подробно остановимся ниже. Здесь же будет до­ статочно обсудить его в принципиальном плане.

Вконечном счете, в основе поведения человека, как и поведения животных, лежит потребность. Это — неоспоримый факт, который всегда надо иметь в виду,

ив этом смысле между животным и человеком нет никакой разницы.

Тем не менее в действительности между ними все же существует большое раз­ личие. Дело в том, что природа и круг потребностей животных, обусловленные био­ логическими особенностями живого организма, определены раз и навсегда. Совер­ шенно иную картину дают потребности человека. Человек — существо историческое, и его потребности вследствие развития социальных взаимоотношений находятся в процессе непрерывного созидания. В результате изменяются не только старые потреб­ ности, но и непрерывно возникают все новые и новые, подобные которым в жи­ вотном мире найти невозможно. Человек является носителем несравненно более мно­ гообразных потребностей, чем животные.

Для уяснения особенностей человеческого поведения это обстоятельство име­ ет решающее значение. С того момента, когда у живого существа появляются много­ образные потребности, зависящие скорее от его исторического развития, чем от би-

Психология установки

75

ологических особенностей, его взаимодействие со средой в корне меняется. В самом деле, у животного в каждый данный момент имеется одна господствующая потреб­ ность; других, препятствующих ей, потребностей у него нет. Поэтому его взаимоот­ ношения с действительностью упорядочены этой одной потребностью, в основе его поведения лежит импульс удовлетворения только этой потребности. Отсюда понят­ но, что в ситуации активной потребности у животного возникает установка на со­ вершенно определенные действия, которой ничто не мешает тотчас же реализовать­ ся в виде соответствующего поведения.

Однако допустим, что у живого существа имеются многообразные потребности. Не только возможно, но и вполне естественно, что в некоторых случаях эти потреб­ ности могут основательно противоречить друг другу, и удовлетворение одной из них может идти вразрез с другой. Например, наряду с обычными биологическими потреб­ ностями у человека имеются моральные и эстетические потребности. Эти потребности нередко противоречат друг другу. И вполне возможно, что импульс актуальной биоло­ гической потребности побуждает нас к поведению, противоречащему нашим мораль­ ным потребностям: например, голодный человек легко мог бы удовлетворить свою потребность, позволив себе украсть или силой присвоить еду своего товарища.

Однако предположим, что такое поведение совершенно не согласуется с его моральной потребностью. Каково следствие подобного положения вещей? Конечно же, голодный человек не подчинится импульсу присвоения чужой еды, отказавшись в данной ситуации от попытки удовлетворения своей потребности. Иными словами, на почве голода и данной ситуации, то есть возможности присвоения еды другого, у субъекта возникает установка на определенное поведение — присвоение чужой пи­ щи. Но прежде чем эта установка реализуется в поведении, параллельно возникает другая потребность — моральная, которая тормозит процесс реализации установки в деятельности. Следовательно, поведение начинается не тотчас же, как только воз­ никнет отмеченная установка, то есть установка переходит в действие отнюдь не не­ посредственно. Нет! Установка субъекта находит свою реализацию иным образом. Вместо того чтобы проявиться в деятельности субъекта, вызвать определенные пове­ денческие акты, она прокладывает путь в его сознание и там находит свою реализа­ цию. Вместо того чтобы обратиться к реальному акту присвоения чужой еды, субъект пока удовольствуется представлением картины этого акта. Данная установка реализу­ ется не в самом поведении, а в воображении этого поведения, то есть в психическом эквиваленте реального поведения.

Само собою разумеется, что не имей субъект способности воображения, будь он лишен сознания, его установка должна была бы немедленно проявиться в виде по­ ведения, а импульс каждой актуальной потребности — тотчас же вызвать соответст­ вующую деятельность.

В результате усложнения и развития потребностей у человека сформировалось довольно развитое сознание. А это позволяет субъекту реализовать установку, возник­ шую на основе ситуации актуальной потребности, в виде не реального, а вообража­ емого поведения и тем самым освободиться от рабства актуальной установки.

Но если это так, что же тогда определяет поведение субъекта? Правда, субъект уже не подчиняется установке, возникшей на основе актуальной ситуации, зато кар­ тина соответствующего этой установке поведения возникает в его сознании! Данная картина представляет собой осознание этого поведения; она показывает субъекту, на­ сколько приемлемо для него реальное осуществление данного поведения. В зависи­ мости от этого, то есть исходя из осознания значимости возможной деятельности, у субъекта возникает установка на определенное поведение.

76

Глава третья

Следовательно, специфическая особенность человека, существенно отличаю­ щая его от животных, заключается в том, что ведущую роль в его жизни выполняет сознание. Человек, в отличие от животных, не подчиняется установке, возникшей на почве актуальной ситуации. Он заранее осознает свое поведение, обращаясь к тому или иному акту лишь в зависимости от результата этого осознания. Одним словом,

установку животного создает ситуация актуального импульса, тогда как в основе ус­ тановки, определяющей поведение человека, лежит воображаемая ситуация.

4. Понятие установки в западной психологии

Понятие установки все чаще встречается в современной психологии. Особен­ но большую роль ей отводит немецкий психолог Марбе, согласно которому поведе­ ние человека, работа его психики полностью представляет собой функцию установ­ ки. С этим положением в принципе можно согласиться, но лишь в том случае, если понятие установки будет определено правомерно. Однако толкование понятия уста­ новки западной психологией, и в частности Марбе, не может считаться удовлетво­ рительным. По Марбе, установка является целостным психофизическим состоянием субъекта, либо врожденным, либо приобретенным в процессе его жизни под воз­ действием особо важных переживаний — так называемого «критического опыта». Когда на человека воздействует объективная ситуация, она встречается с уже гото­ вой установкой, определяющей, как она будет переживаться. Установка — чисто субъективное состояние, и как таковая является, конечно, чисто субъективным фактором. То, что установка привносит в переживание, например в восприятие или мышление, имеет лишь субъективную основу; она не способствует, а, напротив, мешает отражению объективной реальности. Поэтому понятно, что обычно для вы­ явления действия установки ссылаются на факты ошибочных восприятий — так называемые иллюзии.

Подобное субъективное понимание установки является совершенно непра­ вомерным и непригодным. Хотя установка и представляет собой субъективное со­ стояние, но это — совершенно особое субъективное состояние. Оно всегда возни­ кает под воздействием объективной реальности, непременно отражая ее в себе. Установка, таким образом, — не чисто субъективное состояние, а перенос объек­ тивных обстоятельств в субъект; она, если можно так выразиться, является пере­ шедшим в субъект объективным обстоятельством. Поэтому понятно, что установка, прежде всего, обусловливает не ошибочные переживания или иллюзии, а правиль­ ное переживание объективной реальности.

Для того, чтобы ясно представить это, нужно помнить, что установка является не первичным, заведомо готовым состоянием субъекта, выработанным в иных усло­ виях и отныне постоянно ему сопутствующим и определяющим переживание новых обстоятельств. Нет! Всякая новая ситуация, воздействующая на субъекта — носителя определенной потребности, в первую очередь вызывает у него надлежащую уста­ новку, и все остальное, впоследствии происходящее с субъектом, — его пережива­ ния или поведение, основывается на данной установке. Первоначально субъект всту­ пает в контакт с действительностью и перестраивает ее отнюдь не в соответствии с уже сложившейся, готовой установкой. Напротив, установка возникает у него под воздействием самой этой действительности, создавая возможность соответствующих переживаний и поведения.

Никто из западных психологов не считает установку таким первичным фак­ том. Поэтому от них остается скрытой вторая существенная сторона установки, а

Психология установки

77

именно то, что установка представляет собой модификацию живого существа в со­ ответствии с объективными обстоятельствами, их отражением в нем как в целом. А для понятия установки именно это имеет особое значение, без этого данное по­ нятие не имело бы никакого принципиального значения для психологии.

5. Субъективный фактор установки

Для возникновения установки нужны не только объективные обстоятельства, но, конечно же, и субъект, на который эти объективные обстоятельства воздействуют. Исходя из этого, установка с необходимостью подразумевает два фактора — объектив­ ный и субъективный. Следует остановиться на обсуждении обоих этих факторов.

Для уяснения субъективного фактора основное значение имеет понятие по­ требности. Любое животное, а стало быть и человек, вступает во взаимоотношения со средой непременно на основе какой-либо потребности. И весь смысл этих взаимо­ отношений заключается в том, что они должны позволить субъекту удовлетворить имеющуюся потребность.

Поэтому понятно, что характер потребности всегда оказывает решающее вли­ яние на поведение. Среда как таковая никогда не дает субъекту никаких стимулов к действию, если у него отсутствует потребность, которую можно было бы удовлетво­ рить в данных условиях среды. Среда превращается в ту или иную ситуацию нашего действия только в зависимости от потребности, имеющейся у нас при установлении с ней взаимоотношений.

Отсюда ясно, что без участия какой-либо определенной потребности, только лишь в условиях воздействия среды, у человека не может возникнуть установка како­ го-либо поведения. Ниже мы увидим, что для возникновения какой-либо определен­ ной установки совершенно необходимо воздействие на нас объективной среды — вне этого условия установка будет лишена определенности и конкретности. Но, с другой стороны, на качественную определенность установки решающее влияние оказывает и потребность.

Для уяснения этого положения достаточно привести простой пример. Скажем, мы входим в комнату с горящим камином. Если нам холодно (то есть мы имеем по­ требность в тепле), то данная ситуация — камин, огонь — действует так, что вызы­ вает у нас установку приблизиться к камину и даже прибавить жару. Однако в том случае, если у нас появится противоположная потребность, то есть если нам стало жарко, захотелось прохлады — та же ситуация возбудит установку противоположного действия, в частности, отойти подальше от камина и даже потушить огонь.

Таким образом, совершенно очевидно, что установка подразумевает и субъек­ тивный фактор, каковым следует признать потребность — в самом широком смысле этого слова.

6. Объективный фактор установки

Когда живое существо испытывает какую-то потребность, то для ее удовлетво­ рения оно обращается к внешней среде. Примечательно, что в данном случае силы организма приводятся в действие лишь ситуацией, содержащей условия удовлетворе­ ния данной потребности. При отсутствии подобной ситуации тенденция активности живого существа продолжает оставаться в инактивном состоянии. Но как только та­ кая ситуация возникает, она тотчас же становится актуальной и активирует субъекта к действию в определенном направлении.

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии