Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

358

Глава девятая

Влияние внимания

1. Оживление

активности

как основной эффект внимания

Влияние внимания на психическую активность человека огромно. Можно ска­ зать, что оно представляет собой важнейшее условие, лежащее в основе возможно­ сти плодотворной деятельности. Дело в том, что в распоряжении каждого отдельно­ го человека на каждой заданной ступени его развития имеется, как видно, лишь определенное количество энергии. То, на что будет направлена эта энергия, в виде какой активности она проявится, зависит от нашего внимания. Однако коль скоро внимание означает направление нашей психической энергии в том или ином на­ правлении, тогда очевидно, что влияние внимания действительно должно быть очень велико и должно проявляться, прежде всего, в активизации соответствующей психической деятельности. Когда художник создает какое-либо произведение, и его внимание, и активность максимально сконцентрированы на этом произведении. Когда Архимед был полностью погружен в свои геометрические задачи, его психи­ ка наиболее оживленно работала, разумеется, в сфере умственных операций; когда человек учится езде на велосипеде, с напряженным вниманием пытаясь восстано­ вить нарушенное равновесие, наиболее оживленная активность протекает в мышеч­ ной системе его тела.

Естественным следствием этой оживленной работы внимания является более быстрое, точное, плодотворное протекание активности. Рассмотрев отдельные на­ правления психической активности человека — восприятие, представление, мыш­ ление, фантазию, чувства, убедимся, что за оживлением внимания везде следует аналогичный эффект, но, разумеется, в формах, соответствующих каждому из этих направлений.

2. Сенсорная активность

Какое влияние оказывает внимание на такую форму активности, как восприя­ тие? Общий ответ у нас уже готов: оно оживляет эту активность, то есть наш сенсор­ ный механизм в этом случае начинает работать более энергично, чем тогда, когда внимание действует преимущественно в ином направлении. В результате мы получаем более высококачественный продукт — более ясные и отчетливые ощущения и вос­ приятия. Так что, в конечном итоге, можно сказать, что влияние внимания на сен­ сорную активность проявляется в том, что наши сенсорные содержания, восприятия

ипредставления становятся более явственными и отчетливыми.

Идействительно, ведь все прекрасно знают, что воспринятое более внима­ тельно всегда является более ясным и отчетливым, нежели воспринятое менее вни­ мательно! Данное положение было уточнено и в экспериментальных условиях: ис­ пытуемым тахистоскопически — так же, как при проведении опытов по объему внимания — предъявляли несколько простых раздражителей и просили ответить, сколько элементов воспринимались ими отчетливо. Оказалось, что: 1) в случае, если испытуемые получали до экспозиции предупредительный сигнал, они быстрее и правильнее замечали раздражители; 2) в случае, если испытуемым что-либо меша­ ло сосредоточиться, допустим, когда им вместе с тахитоскопическим раздражите­ лем предъявлялся еще какой-нибудь внешний раздражитель, они замечали гораздо

Психология внимания

359

меньше элементов. Очевидно, что в этом повинно ослабление внимание. Как по­ казали опыты Вестфаля, существует несколько ступеней ясности восприятия, каж­ дая из которых зависит от того, насколько интенсивное внимание испытуемый уде­ ляет задаче.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что влияние внимания заклю­ чается в усилении ясности и отчетливости сенсорного содержания.

3. Вопрос влияния внимания на интенсивность сенсорных содержаний

Коль скоро внимание усиливает явственность ощущения или восприятия, можно предположить, что оно оказывает аналогичное влияние и на их интенсив­ ность. Тем более, что ясность и отчетливость, с одной стороны, а интенсивность — с другой, представляют собой чисто количественные характеристики ощущения, будучи чисто квантитативными признаками.

Данный вопрос относится к числу тех вопросов, которые классическая психо­ логия XIX века исследовала с особым интересом и энергией. Сегодня от этого жи­ вого интереса почти ничего не осталось — данный вопрос вместе с проблемой ощу­ щения переместился на задний план. Тем не менее, его рассмотрение не лишено определенного интереса — как по существу, так и особенно в историческом плане.

Вопрос об усиливающем влиянии внимания на интенсивность ощущений по­ чти всеми решался положительно. Исключение составлял только Мюнстенберг, ут­ верждавший, вопреки общепринятому мнению, что внимание не усиливает ощуще­ ние, а, напротив, ослабляет его. Но его никто не поддержал, и он так и остался единственным приверженцем подобного взгляда. Разногласие среди психологов по данному вопросу проявлялось лишь в том, что одни придерживались мнения о пря­ мом, непосредственном влиянии внимания на интенсивность ощущения, тогда как другие отрицали это, считая скорее, что интенсивность ощущения усиливается не потому, что на него непосредственно действует внимание, а в силу того, что оно способствует адаптации органов чувств, создавая тем самым предпосылку усиления интенсивности ощущения — внимание лишь опосредованно воздействует на интен­ сивность ощущения. Первого мнения придерживались особенно авторитетные психо­ логи — Вундт, Г. Мюллер, Штумпф, в второго — Липпс и др.

Веские доводы в пользу первого мнения были получены в результате опытов Мейера и Штумпфа. Мейер в результате напряжения внимания получал настолько наглядное и интенсивное представление, что оно даже оставляло после себя опти­ ческий след. Из данного факта вытекает следующий вывод: коль скоро под воздей­ ствием внимания интенсивность представления поднимается до уровня интенсивно­ сти восприятия, то аналогичный эффект должен проявиться и в случае ощущения!

Штумпф доказал, что посредством внимания можно усилить любой тон в слабом аккорде, услышав таким образом определенную мелодию. Что касается сильных тонов, то еще более увеличить их интенсивность ему не удалось. В общем замечено, что влияние внимания сказывается на интенсивности слабого ощуще­ ния, хотя некоторые авторы указывают на аналогичный эффект и в случае силь­ ного ощущения (Бентли). Наиболее бесспорные результаты дают опыты по сопос­ тавлению порогов. Как оказалось, в случае большей концентрации внимания порог ниже, нежели тогда, когда концентрация внимания слабее; очевидно, что интен­ сивность восприятия увеличивается.

360

Глава девятая

Таким образом, вопрос о влиянии внимания на интенсивность чувственных содержаний решается положительно — если не в целом, то, по крайней мере, при­ менительно к сенсорным содержаниям слабой интенсивности.

4. Влияние внимания на моторную активность

Оживление моторной активности, обусловленной моторным вниманием, вы­ ражается в увеличении быстроты, усилении и уточнении движений.

Доказать это очень легко:

1. Поручите испытуемому как можно быстрее стучать по столу кончиком каран­ даша. Сравните, сколько раз он сумеет сделать это в случае концентрации внимания и в случае наличия какой-либо помехи. Вы убедитесь, что в первом случае результат будет выше, чем во втором.

2.Поручите испытуемому максимально сжать рукой динамометр в аналогичных предыдущему опыту условиях; окажется, что под воздействием внимания моторика (сокращение мышц) станет более интенсивной.

3.Поручите испытуемым в тех же условиях проводить линии определенной дли­ ны, и вы убедитесь, что в случае концентрации внимания моторика окажется гораз­ до более точной.

Почти с уверенностью можно сказать, что подобное влияние внимания на моторную активность объясняется тем, что, как уже известно давно, оно способству­ ет сенсомоторному приспособлению.

Отмеченный факт был обнаружен во время проведения так называемых «опы­ тов реакции». Людвиг Ланге первым заметил, что время так называемой простой ре­ акции было то более длительным, то более кратковременным. Выяснилось, что ког­ да испытуемому вместе с сигналом давали задание: услышав сигнал, как можно быстрее убрать палец с электровыключателя (подсоединенного для учета времени к чувствительному аппарату, например, хроноскопу Пика, прекращающего подачу электротока, вследствие чего стрелка аппарата останавливается, указывая в тысяч­ ных долях секунды — так называемых «сигмах» — промежуток времени с момента подачи сигнала до поднятия пальца, то есть до реакции; этот промежуток времени называется временем реакции), то концентрация внимания на задаче всегда замет­ но снижает время реакции.

Ланге первым (1888) обратил внимание, когда испытуемый больше внимания уделяет сигналу, а не своей реакции, время реакции возрастает (сенсорная реакция), но когда он сосредотачивает внимание на своем движении, с тем чтобы не опоздать ответить как можно быстрее, время реакции заметно сокращается (моторная реакция).

Данное обстоятельство с очевидностью показывает, что подсильно вниманию, когда оно направлено на моторику: оно ускоряет реакцию, следующую за предвари­ тельным восприятием сигнала; следовательно, внимание способствует сенсомотор­ ной адаптации.

5. Влияние внимания на память и интеллектуальные операции

Влияние внимания на память очень велико. Некоторые формы работы памяти, например, непроизвольная память, настолько тесно связаны с вниманием, что труд­ но различить, с чем имеешь дело — с процессом внимания или памяти. В данном смысле весьма показательно, что немцы именуют непосредственную память также

Психология внимания

361

«способностью замечать» (Merkfähigkeit). И действительно, накоплен многочислен­ ный экспериментальный материал, с очевидностью доказывающий, что плодотвор­ ность непосредственной памяти более всего зависит от внимания, с которым воспри­ нимается запоминаемый материал.

Внимательное восприятие запоминаемого материала имеет важное значение и в случае других форм памяти. Однако влияние внимания на память только этим не ограничивается. Здесь нас этот вопрос интересует несколько в иной плоскости, в частности, какое влияние оказывает концентрация внимания на процесс воспоми­ нания, или репродукции. Коль скоро под влиянием внимания представление стано­ вится ясным и отчетливым, то это значит, что в этих условиях происходит облегче­ ние и уточнение и его репродукции. Особенно очевидно это в случае произвольного воспоминания — припоминания.

Что касается интеллектуальных операций, то издавна известно, что без учас­ тия внимания говорить о них даже не приходится: первоочередным условием любо­ го обучения совершенно справедливо считается внимание. Но существуют и экспе­ риментальные доводы, лишний раз подтверждающие несомненную правомерность данного наблюдения и конкретизирующие его. Останавливаться на этом не стоит. От­ метим лишь то, что выяснилось в ходе протекания опытов по изучению внимания. Оказалось, что под воздействием внимания возрастают плодотворность и точность умственной работы. Однако из специальных исследований известно, что быстрота и точность работы имеют взаимопротивоположную направленность: чем больше одно, тем меньше другое. Согласно результатам Кросленда (1924), между ними существует отрицательная корреляция (составляющая, в частности, 0,47). Следовательно, при уяснении влияния внимания на умственную работу следует учитывать оба эти фак­ тора — быстроту и точность.

6. Внимание и чувство

По мнению Тиченера, чувство не может стать предметом внимания. Вместо того, чтобы под влиянием внимания стать более явственным и интенсивным, оно, наоборот, ослабевает и затухает. Например, если разгневанный человек начнет вни­ мательно анализировать свое эмоциональное состояние, то в результате он успоко­ ится, во всяком случае, эмоция почти исчезнет. Поэтому, согласно Тиченеру, вни­ мание следует понимать как уровень ясности только лишь представления.

Безусловно, что говорить о внимании применительно к чувствам в том смысле, как это делалось в случае познавательных процессов, неправомерно. Дело в том, что во время познавательных процессов, например восприятия, энергия внимания и ак­ тивности восприятия совпадает — здесь внимание означает оживление энергии вос­ приятия. Но в случае чувств дело обстоит иначе: чувство, например горе, возможно лишь в том случае, когда мы осведомлены о вызвавшем его обстоятельстве. Без причи­ ны горя никто не испытывает: не зная о смерти своего ребенка, мать никакого горя не испытывает. Таким образом, непосредственным источником чувств являются познава­ тельные процессы, осознание определяющих эти чувства объективных обстоятельств. Когда внимание сосредоточено именно на источнике чувств, то есть при четком ос­ мыслении вызвавших чувство обстоятельств, происходит совмещение энергии чувства и внимания, вследствие чего чувство усиливается. Но когда наше внимание останав­ ливается на самом чувстве, то тогда переживание его источника, вызвавших его об­ стоятельств лишается психической активности, начинающей работать уже в другом направлении, переставая тем самым питать чувство.

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии