Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы педагогики и психологии / Узнадзе Д.Н. - Общая психология.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

Глава шестая Психология восприятия

Элементарные условия и закономерности восприятия

1. Сущность восприятия

Активность бывает двух видов: акция, то есть спонтанное (независимое, свобод­ ное) воздействие субъекта на объективную действительность, и реакция, то есть ак­ тивность, возникающая в результате воздействия на субъекта объективной дейст­ вительности. Объективная действительность, как видим, должна существовать в обоих случаях — без нее невозможна никакая активность. Однако ее только лишь объектив­ ного существования недостаточно, необходимо, чтобы и субъект в каком-то виде переживал ее. Такое переживание объективно существующего называют восприятием. Я воспринимаю вот эту книгу, вот эту тетрадь — это означает, что теперь данные пред­ меты существуют и для меня, что сейчас и я их замечаю, переживаю.

2. Раздражение

Для чувственного восприятия необходимы две вещи: должны существовать, во-первых, нечто объективное, воздействующее на субъекта, а во-вторых — некий аппарат, делающий возможным переживание этого воздействия. Первое обычно име­ нуется «раздражителем» или «раздражением», а второе — «органом чувств».

Раздражителем можно считать все, что может воздействовать на наши органы чувств. Однако после Фехнера раздражителем обычно считался лишь элементарный физический процесс, полученный в результате анализа воздействующего на нас пред­ мета или явления. Например, согласно Фехнеру, раздражителем следует считать не аккорд, а отдельный тон, который дает анализ этого аккорда, или, вернее, элемен­ тарный физический процесс, соответствующий каждому отдельному тону. Но в совре­ менной психологии, не разделяющей элементаристически-физиологического опреде­ ления раздражения, раздражителем принято считать именно аккорд.

Психология восприятия

173

3. Органы чувств

Орган чувств в широком смысле этого слова состоит из трех основных частей. Первая часть представляет собой рецептор — внешний аппарат со специфическим строением для получения раздражения. Вторая часть — проводящий нерв, по которому раздражение поступает в третью часть органа чувств — центр, расположенный в со­ ответствующей сенсорной области головного мозга. Органы чувств четко отделены друг от друга, особенно это касается четырех органов чувств — зрения, слуха, обо­ няния и вкуса. Каждый из них расположен в определенной части тела, и соответству­ ющие раздражения принимаются исключительно благодаря им: лучи света пронизы­ вают весь организм, но как раздражитель свет воздействует только лишь на глаза. Точно так же происходит и в случае слуха, обоняния и, возможно, вкуса.

Особое место в этом смысле занимает так называемый «пятый» орган чувств — поверхность нашего тела, кожа, или, как его называют, орган осязания. Как выясни­ лось, он вовсе не представляет собой орган только лишь одного чувства. В нем обна­ ружился целый ряд органов в виде отдельных точек, воспринимающих раздражения тепла и холода и позволяющих ощутить температуру, также точек, воспринимающих раздражение осязания, и, наконец, отдельных участков для рецепции болевого раз­ дражения. К этому следует добавить окончания чувствительных нервов в мышцах и суставах как органы совершенно иного чувства — кинестетического чувства и, нако­ нец, орган равновесия тела, расположенный во внутреннем ухе, в трубках формы полумесяца и специальных мешочках, имеющих внутри нервные окончания, разд­ ражение которых происходит посредством движения так называемой «эндолимфы» в трубочках и так называемых «отолитов» в мешочках.

Пятый орган чувств занимает особое место не только благодаря тому, что включает в себя целый ряд отдельных и различных органов чувств, но особенно и потому, что он не выделен из всего организма так же четко, как вышеотмеченные четыре органа чувств. Когда мы что-либо видим или слышим, то всегда чувствуем, что воздействию раздражителя подвергаются именно эти части тела — глаз, ухо. Но когда дело касается пятого органа чувств, то это не всегда происходит так. Бывают случаи, когда трудно сказать, какой участок тела чувствует тепло или холод, какая часть тела подвергается давлению. Находясь, например, в воде, мы воспринимаем ее температуру и давление всем телом, а не его отдельными частями, в частности, отдельными температурными или осязательными точками. Данная особенность еще более явственно проявляется в случае кинестетического ощущения и, особенно, чувства равновесия. В этом плане пятое чувство действительно занимает особое место. И в самом деле, потребовалась специальная исследовательская работа для уяснения того, что здесь имеем дело с целым рядом различных органов чувств, тогда как органы зрения и слуха, обоняния и вкуса в открытии не нуждались — их сущест­ вование было очевидным изначально.

Роль органов чувств очень велика, ведь именно они дают возможность отра­ жения существующего вне нас объктивного мира и установления с ним соответ­ ствующих отношений. Для приспособления живого организма к внешней среде, целесообразного воздействия на нее, безусловно, большое значение имеет то, на­ сколько близко должен подойти организм к источнику раздражения, к раздражите­ лю, чтобы ощутить его воздействие. В этом плане решающее значение имеет строе­ ние принимающего аппарата органов чувств — рецептора. Существуют такие органы чувств, которым необходим непосредственный контакт с раздражителем для отра-

174

Глава шестая

жения его воздействия; однако существуют и органы, способные получать раздра­ жение издали. К первой группе следует отнести органы осязания и вкуса — это так называемые контактные органы, а ко второй — группу действующих на расстоянии,

или дистанционных, органов, то есть органы зрения, слуха и обоняния. Для получе­ ния осязательного или вкусового ощущения необходимо, чтобы раздражитель не­ посредственно соприкоснулся с соответствующим органом, ведь на расстоянии по­ чувствовать вкус или получить осязательное ощущение невозможно. Зато глаз и ухо ощущают воздействие раздражителя и издали. Промежуточное положение занимает орган обоняния. Разумеется, запах чувствуется и на расстоянии; однако для этого необходимо, чтобы мельчайшие частицы объекта, вызывающего запах, пришли в непосредственный контакт со слизистой оболочкой носа; иначе ощутить запах не­ возможно. Однако у нас имеются и такие органы, которые могут быть отнесены как к дистанционным, так и к контактным. Таковым является орган ощущения темпе­ ратуры — тепло, например, можно почувствовать как на расстоянии, так и при непосредственном прикосновении.

4. Ощущение

Врезультате воздействия раздражителя в органе чувств возникает определен­ ный физиологический процесс — так называемое возбуждение. Посредством про­ водящего нерва этот процесс достигает головного мозга и распространяется в его оп­ ределенных областях — в соответствующих сенсорных центрах. Психический процесс, возникающий вследствие этого, можно назвать ощущением.

Впсихологии девятнадцатого века ощущение считалось элементом восприя­ тия; подразумевалось, что в результате воздействия среды у человека обычно возни­ кает восприятие — некое сложное явление, для понимания которого необходим анализ. В качестве конечного результата такого анализа получаем элементарные процессы, которые с целью их размежевания от восприятия именуются ощущения­ ми. В среде ощущению соответствует элементарный физико-химический процесс, воздействующий, в свою очередь, на нервные элементы и вызывающий в них этот элементарный физиологический процесс — возбуждение.

Таким образом, представление психологии девятнадцатого века об ощуще­ нии было следующим: элементарный физический процесс (раздражение) вызыва­ ет элементарный физиологический процесс (возбуждение), за которым следует элементарный психологический процесс — ощущение. Восприятие строится из та­ ких элементарных процессов, представляя собой производный процесс. Например, утверждалось, что восприятие яблока происходит следующим образом: к ощуще­ нию цвета прибавляется ощущение вкуса, запаха и др.; вместе все эти ощущения дают восприятие яблока.

В основе такого понимания ощущения лежит заведомое убеждение в том, что психика имеет такое же строение, как физическая реальность. А ведь эта последняя состоит из элементарных процессов! Следовательно, при ее воздействии на нас, в сущности, одновременно действует целый ряд элементарных физических процес­ сов, то есть раздражителей, каждый из которых вызывает соответствующее возбужде­ ние и соответствующее ощущение. Стало быть, результат их совместного действия — восприятие должно представлять собой простую сумму отдельных ощущений.

Исходя из этого, казалось очевидным, что для изучения восприятия достаточ­ но изучить соответствующее ему раздражение; обнаруживая действие раздражения, следует признать и существование соответствующего ему ощущения, даже если в вос-

\

Психология восприятия

175

приятии оно никак не проявляется. Например, мы слышим аккорд; даже сконцент­ рировав внимание, нельзя сказать, что в нем слышится несколько тонов вместе. Нет, аккорд испытывается нами как совершенно простое переживание. Однако физичес­ кий раздражитель, дающий аккорд, фактически состоит из нескольких тонов. Следо­ вательно, согласно вышеотмеченной точке зрения, следует заключить, что каждый из этих физических тонов должен сопровождаться отдельным ощущением и что ак­ корд представляет собой не простое переживание, а совокупность всех этих ощуще­ ний. Неважно, что заметить эти ощущения в переживании невозможно! В действи­ тельности же их существование не должно вызывать сомнений.

Таким образом, согласно этому мнению, получается, что могут существовать и незаметные ощущения. Заслугой психолога Кёлера следует считать то, что он впер­ вые обратил внимание на это непроверенное исходное положение традиционного взгляда на ощущения — так называемую «гипотезу константности», показав ее несостоятельность. Совершенно очевидно, что наше восприятие ни в коем случае не строится из таких психических элементов, каждый из которых представляет со­ бой отдельную, самостоятельную психическую реальность, простое отражение от­ дельного, частичного раздражения — между раздражением и психическими процес­ сами нет такого прямолинейного соответствия, подобного параллелизма.

Следовательно, старое атомистическое понимание понятия ощущения сегодня не может считаться правомерным. Однако понятие ощущения все-таки должно ос­ таться в психологии. Анализ восприятия все-таки необходим, и среди единиц, полу­ ченных в результате подобного анализа, встречается специфический чувственный психический материал, предоставляющий данные об отдельных органах чувств. Так вот, для обозначения именно этих чувственных психических содержаний в психоло­ гии по сей день употребляется понятие ощущения.

Конечно, в нормальных условиях наши органы чувств никогда не действуют отдельно, разобщенно, никогда, стало быть, не давая соответствующих ощущений самостоятельно, в отрыве друг от друга. Но, тем не менее, для выявления того, как происходит отражение, восприятие среды, самостоятельное, отдельное рассмотрение специфических чувственных данных каждого отдельного органа чувств — ощущений оказывается весьма полезным. Вполне понятно, что в курсах классической психоло­ гии психологии ощущения отводилось особенно большое место. Сегодня же иногда вопрос ощущений и вовсе оставляют без внимания. Ни один из этих подходов не представляется целесообразным — на наш взгляд, необходимым и достаточным яв­ ляется краткий обзор основных данных психологии ощущения.

5. Моменты ощущения

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных ощущений, остановимся на общих вопросах психологии ощущений.

Во-первых, какие стороны, или моменты, присущи ощущениям, благодаря которым становится возможным их взаимосопоставление?

Какое бы ощущение мы ни взяли, одно остается абсолютно безусловным — оно непременно связано с каким-либо органом чувств и дает совершенно своеоб­ разное, полностью отличное от других переживание; ощущение органа зрения — цвет и свет — это нечто совершенно иное, нежели ощущение органа слуха — тон и шум. Построенная на почве обычного, повседневного наблюдения ненаучная, наи­ вная психология, в том или ином виде присущая каждому из нас, подразумевает, что между ощущениями различных органов чувств нет ничего общего, что цвет, на-

176 Глава шестая

пример, не имеет ничего общего со звуком. Сегодня в научной психологии уже ус­ тановлено, что это мнение не совсем правильно, так как выяснилось, что ощуще­ ние все-таки является единым. В этом плане был прав еще Аристотель, говоривший о существовании «общего чувства». Ощущение — одно, но в связи с различными органами чувств оно проявляется по-разному. После Гельмгольца эту сторону ощу­ щений называют модальностью. Стало быть, первое, чем отличаются ощущения друг от друга, это — модальность.

Однако не совсем одинаковы и ощущения каждой отдельной модальности. На­ пример, одно — ощущение красного цвета, а зеленого цвета — совсем другое; или же соленое — это одно переживание, а острое — совсем иное. Интрамодальное (внут¬ римодальное) различие между ощущениями именуют качественным.

Интересно, могут ли ощущения одной и той же модальности и качества еще как-то отличаться друг от друга. Как известно, ощущение какого-либо тона может меняться, невзирая на неизменность его качества. Подобное изменение касается

силы, интенсивности ощущения.

Таким образом, ощущения могут отличаться друг от друга по модальности, ка­ честву и интенсивности. Все эти три стороны есть у всякого ощущения — оно не­ пременно имеет какую-либо модальность, определенное качество и определенную интенсивность.

6. Так называемый «закон специфической энергии»

В связи со сказанным естественно возникает вопрос: если ощущение едино, то какова роль различия органов чувств? Можно предположить, что все возможные различия между ощущениями полностью зависят от различия органов чувств. Преж­ де за ответом на данный вопрос обращались к теории физиолога Иоганнеса Мюл­ лера. Исходный пункт данной теории составляет то бесспорное наблюдение, что ощущение каждой отдельной модальности связано с совершенно определенным органом чувств, что не существует ни одного случая -в рамках ни нормы, ни ано­ малии — перемещения ощущения какой-либо модальности на другой орган чувств. Короче говоря, никогда не случалось так, чтобы человек слышал глазом и видел ухом. Одним словом, каждый орган чувств способен дать только собственное специ­ фическое ощущение.

От чего это зависит? Воздействуя на один и тот же орган чувств совершенно различными раздражителями, получаем всегда один и тот же результат — в любом случае мы будем иметь дело с одним и тем же ощущением, чем бы оно ни было вызвано; например, результатом раздражения органа зрения всегда будет зрительное ощущение. Следовательно, модальность ощущения совершенно не зависит от объек­ тивного раздражителя. Но тогда остается единственная возможность — она зависит от органа чувств. Складывается такое впечатление, будто бы зрительный нерв обла­ дает особой способностью специфического действия, то есть специфической энер­ гией, и в ответ на любое раздражение может выявить только эту энергию; например, зрительный нерв может только видеть. Аналогичное следует сказать и об остальных органах чувств.

Что вытекает из этого? Получается, что, имея, например, ощущение цвета, я тем самым получаю сведения не о вызвавшем данное ощущение объекте, а об особенностях самого органа чувств, его способности действия. Одним словом, ощу-

\

Психология восприятия

177

щение вовсе не является отражением объективной действительности, а всего лишь выявляет специфику действия органов чувств.

По данной теории Мюллера (теории специфической энергии органов чувств) по­ лучается, что ощущение отнюдь не отображает объективную действительность; то, что представляется объективной реальностью, на самом деле зависит лишь от строе­ ния органов чувств. Следовательно, чувственно данный нам мир полностью иллю­ зорен, и наша активность протекает в этом иллюзорном мире. То, насколько много­ образен этот мир или какими признаками он обладает, полностью зависит от наших органов чувств — любое качественное различие ощущений основывается на разли­ чии соответствующего органа чувств.

Следовательно, в конечном счете любое качественное различие должно быть сведено на модальные различия. То, что видим глазами разные цвета, слышим уша­ ми различные тона, или поверхностью нашего тела, кожей чувствуем как прикосно­ вение, так и тепло и холод, в соответствии с данной теории указывает на то, что ни глаз, ни ухо и ни один другой орган чувств, дающий качественно различные ощуще­ ния, не являются по существу одним органом — каждый из них должен включать в себя целую группу отдельных органов. Согласно теории Мюллера, достаточно выя­ вить какое-либо качественно отличное ощущение, чтобы предположить и существо­ вание соответствующего ему органа и с полным правом начать его поиск. Влиянием данной теории объясняется то, что одно время в психофизиологии органов чувств велся интенсивный поиск отдельных органов, в результате чего был открыт целый ряд таких органов. В частности, в глазе были обнаружены отдельные органы для ощу­ щения света (так называемые «палочки») и ощущения цвета (так называемые «кол­ бочки»), а на коже — отдельные точки ощущения тепла и холода, давления и т.д. Несомненно, что этот факт свидетельствует в пользу данной теории. Но, тем не ме­ нее, он все-таки не оправдывает ее главную мысль, согласно которой ощущение представляет собой не отражение объективной действительности, а своеобразие орга­ низации органов чувств.

Вчем же правильна теория Мюллера? Наблюдение, на которое она опирает­ ся, представляет собой несомненный факт, игнорировать который невозможно. Оче­ видно и то, что органы чувств взрослого человека безусловно обладают специфи­ ческой энергией, то есть глаз может только видеть, а ухо — слышать. Однако это не означает, что сам раздражитель не имеет никакого значения. Напротив, будь органы чувств полностью индифферентны по отношению к качественному различию раз­ дражителей, то было бы совершенно непонятно, почему у каждого органа чувств появилось свое специфическое строение и, следовательно, специфическая энергия. Не вызывает сомнений, что формирование органов чувств произошло в результате длительного процесса развития, и организация каждого органа чувств является след­ ствием этого развития. Это с очевидностью подтверждает даже краткое рассмотре­ ние истории развития органов чувств.

Всамом начале развития никакого различия между органами чувств не суще­ ствовало — единственным органом живого существа была вся масса протоплазмы, весь организм, и интересно, что он одновременно был и органом чувств, и двига­ тельным органом, то есть тем, чем организм и воспринимал, и отвечал на воздей­ ствие раздражителя. Размежевание органов чувств и движения и возникновение за­ тем многочисленных, отличных друг от друга органов чувств является следствием последующего развития.

Этот путь развития нужно представить следующим образом: первичная, диф­ фузная двигательная и чувственная, то есть сенсомоторная, функция отделяется от

Соседние файлы в папке Основы педагогики и психологии