Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
jur780 / Конституционное право РФ_Смоленский М.Б, Мархгейм М.В_2007 -445с.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
2.96 Mб
Скачать

5.4. Высшая конституционная ценность — человек, его права и свободы

Одной из принципиально важных основ конституцион­ного строя России являются возведенные в ранг высшей ценности человек, его права и свободы. Именно так опреде­лено в ст. 2 Конституции РФ. Адекватно такой констата­ции и другое положение данной статьи, согласно которому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. В этой статье, входящей в главу

154/Конституционное право Российской

«Основы конституционного строя», недвусмысленно пред­ставлено несколько принципиально важных конституцион­ных позиций: во-первых, человек как субъект конституци­онно-правовых отношений рассматривается в единстве со своими правами и свободами; во-вторых, приоритет отдает­ся человеку, его правам и свободам, а не просто правам и свободам, как нередко встречается в публикациях50; в-тре­тьих, именно государство несет обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.

Заявленная высшая конституционная ценность как ори­ентир для дальнейшего совершенствования взаимоотноше­ний человека с публичными структурами требует соответ­ствующей системы принципов, которые, в свою очередь, составляют конституционную первооснову деятельности го­сударственных органов в сфере прав и свобод человека. По­этому иные нормы Конституции РФ, посвященные правам и свободам человека и гражданина, нельзя, во-первых, рас­сматривать вне связи со ст. 2, во-вторых, развивать, огра­ничивать или умалять в противовес этой статье.

Принцип, согласно которому человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью, должен определять всю де­ятельность демократического государства. Государство в ус­ловиях действия этого принципа не вправе выходить за уста­навливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

Возведение человека, его прав и свобод в ранг высшей конституционной ценности обращено не только к государ­ству, но и к обществу и каждому лицу. Демократически конституированное общество по сути призвано препятство­вать посягательствам на человека, его права и свободы со стороны публичных структур.

Одновременно государство призвано выступать гарантом от посягательств на человека, его права и свободы со сторо­ны общества с его разнообразными, пользующимися поли­тическим и иным влиянием, группами. Подтверждением тому служат конституционные нормы, согласно которым «запре­щается создание и деятельность общественных объедине-

ний, цели или действия которых направлены на насиль­ственное изменение основ конституционного строя ... раз­жигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13); «...общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации...» (ч. 2 ст. 15); «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от... принадлежности к общественным объединениям...» (ч. 2 ст. 19); «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объеди­нение или пребыванию в нем» (ч. 2 ст. 30); «решения и действия (бездействие)... общественных объединений... мо­гут быть обжалованы в суд» (ч. 2 ст. 46).

Посягательства на человека, его права и свободы могут происходить и со стороны других людей. В этой связи Кон­ституция Российской Федерации содержит требования, ад­ресованные гражданам, соблюдать ее (ч. 2 ст. 15), равно как не нарушать права и свободы других лиц при реализа­ции своих (ч. 3 ст. 17).

Для реализации постулата о высшей ценности человека, его прав и свобод важное значение имеют социальные функ­ции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью мо­жет быть распространен в равной мере на всех членов об­щества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, но не вседозволенности.

В качестве ограничителей выступает совокупность соци­альных регуляторов, где особое место принадлежит право­вой надстройке общества. Именно через нее ценность чело­века, его прав и свобод получает формальную определен­ность и формирует представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры обще­ства, в условиях которой они возникли. Поставить эти пред­ставления на службу человеку и обществу — важная пред­посылка реализации конституционного положения, согла­сно которому человек, его права и свободы являются выс­шей ценностью. Ее создание — важное условие, способству­ющее превращению граждан из объектов воздействия госу­дарства и общества в активно действующих субъектов.