Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
jur780 / Конституционное право РФ_Смоленский М.Б, Мархгейм М.В_2007 -445с.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
2.96 Mб
Скачать

Глава 9. Территориальная организация государственной власти... | 299

же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга прави­ла поведения108. Принцип единства системы государствен­ной власти — более широкое понятие, нежели принцип един­ства системы органов государственной власти. Наряду с един­ством системы органов государственной власти он выража­ется в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов коор­динации деятельности и институтов представительства.

В соответствии с Конституцией РФ принцип единства системы органов государственной власти непосредственно закрепляется в отношении системы органов исполнитель­ной и судебной власти. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации определяется в Конститу­ции РФ с учетом федеративного устройства России. Особен­ность единства системы органов исполнительной власти при федеративном устройстве раскрывается в ст. 77 и 78 Кон­ституции. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, лишь в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнитель­ной власти в Российской Федерации.

Конституционный принцип равноправиясубъектов РФ выражается вприменении к ним равного правового масш­таба. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции Россия определена государством, состоящим из равноправных субъектов. Не­взирая на все своеобразие, субъекты должны быть равно­правными перед Конституцией. В ином случае деформиру­ется государственно-правовая природа федерализма как фор­ма построения целостного государства. В асимметричной федерации, если переставить местами ее субъекты или выве­сти ее из равновесного состояния, происходит утрата самих отношений федерализма.

Устойчивая федерация не может строиться на несправед­ливой основе и персональных договоренностях; она способ­на стать таковой лишь при опоре на закон, ибо закон обез­личен, не ограничен временем и обеспечивается силой госу­дарства — легитимным принуждением109.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что споcобы принятия конституций республик и уставов других

субъектов РФ по федеральной Конституции отличаются. Если, согласно ст. 66 Конституции РФ, республики наделе- миправом самостоятельно определять способ принятия их конституций (референдумом, законодательным органом, спе­циально создаваемым органом и т.д.), то другие субъекты Федерации ограничены правом принятия устава только их законодательным органом. Особый статус республик как государств подчеркивается и их правом устанавливать свои государственные языки (ст. 68 Конституции РФ). Однако главенствующий аргумент — национальный принцип обра­зования республик — в этом случае едва ли состоятелен, так как автономные образования также сформированы с учетом национально-этнического фактора, однако права ус­танавливать второй государственный язык им не предостав­лено. Институтом, отражающим традиции государственнос­тив республиках, является республиканское гражданство. Хотя Конституция РФ, федеральный закон о гражданстве от 11 мая 2002 года специально не закрепляют институт граж­данства республик в составе РФ, отсутствие прямого запре­та дает им сегодня основание на его сохранение.

Неравенство субъектов Федерации прослеживается и при определении актов субъектов Федерации как объектов кон­троля за соответствием Конституции РФ и федеральным законам (п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Если к совме­стному ведению Российской Федерации и республик отно­сится обеспечение соответствия Конституции РФ и феде­ральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов Федерации объектами контро­ля являются не только уставы и законы, но и иные норма­тивные правовые акты данных субъектов Федерации. При этом следует отметить, что данные положения в определен­ной части вступают в противоречие с п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, в котором не дифференцируются виды актов как объектов конституционного контроля по катего­риям субъектов Федерации.

Среди субъектов Федерации, не являющихся республи­ками, также нет равенства в статусе. Конституция РФ не разрешила проблему вхождения автономных округов в со­став области, края (ч. 4 ст. 66). Все автономные округа, за исключением Чукотского автономного округа (Закон РФ от