Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
3.2 Mб
Скачать

3.2.2. Налогообложение прибыли

В части налога на прибыль российские организации, оказывающие электронные услуги и занимающиеся электронной коммерцией, уплачивают данный налог с доходов, полученных ими от указанной деятельности и уменьшенных на сумму произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). В налоговую базу также включаются доходы, полученные указанными организациями от источников за пределами РФ (ст. 311 НК РФ). Иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль при осуществлении своей деятельности в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации (ст. 246 НК РФ). Нерезиденты, получающие доходы на территории России в виде роялти (например, плата за право использования программ для ЭВМ и баз данных и т.п.), облагаются в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ у источника выплаты в общеустановленном порядке (и с учетом положений международных налоговых соглашений) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 18.02.2004 N 26-08/10738 "О налоге на прибыль организаций".

На практике закономерно возникают вопросы о возможности признания "электронного" постоянного представительства нерезидента и о механизме уплаты им налогов. Актуальность этих вопросов обусловлена развитием электронных услуг, предоставляемых нерезидентами в Российской Федерации непосредственно физическим лицам - конечным потребителям. Как отмечалось выше, концепция постоянного представительства для предприятий, занимающихся электронной коммерцией, пока находится в активной разработке и не получила законченного вида на международном уровне. Вследствие этого создаются условия для многократного налогообложения доходов, полученных организациями в сфере электронных услуг, оказанных как на территории РФ, так и в зарубежных странах. НК РФ допускает зачет сумм налогов, выплаченных по законодательству иностранных государств, при уплате налога на прибыль организаций в России (п. 3 ст. 311). Данное положение применяется при условии, что сумма зачета не превышает сумму налога, подлежащего уплате в Российской Федерации, и возможность его применения в качестве метода устранения двойного налогообложения предусмотрена международными соглашениями. Последние еще не адаптированы к новым реалиям электронной коммерции, а сложившаяся практика не всегда учитывает ее специфику. Например, нет четких правил представления документов, подтверждающих зарубежное "электронное" представительство, а также определение объема его налогооблагаемого дохода. Это и создает риск многократного международного налогообложения доходов либо несанкционированного освобождения от уплаты налогов.

Общее определение понятия "постоянное представительство", предложенное в п. 2 ст. 306 НК РФ, формулируется как примерный незакрытый перечень форм организации и видов деятельности и не устанавливает специальных правил идентификации представительства нерезидента, оказывающего на территории РФ электронные услуги. Данное определение предусматривает возможность признать в качестве постоянного представительства и "иное место деятельности организации". В принципе при необходимости это позволяет квалифицировать, хотя и на весьма непрочной юридической основе, в качестве такого представительства иностранной организации ее веб-сайт и сервер, находящиеся на российской территории.

Из-за отсутствия в российском законодательстве детализации правил налогообложения электронных услуг и торговли проблемы возникают не только при применении налога на прибыль организаций, но также некоторых иных видов налогов. Например, серьезная ситуация складывается в отношении коммерческих электронных игр, пари, казино и т.п. При растущей популярности данного сегмента игорного бизнеса деятельность иностранных (впрочем, и значительного числа отечественных) операторов фактически выпадает из фискального поля РФ, поскольку действующие правила позволяют им не платить ни налог с полученной прибыли, ни налог с игорного бизнеса <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции: опыт зарубежных стран и России // Публично-правовые исследования: Ежегодник Центра публично-правовых исследований. М.: АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006. Т. 1. С. 458 - 461.

3.2.3. НДС

Проблемы налогообложения в России международных электронных услуг и торговли связаны не только с налогом на прибыль, но и НДС. Установленные НК РФ правила применения последнего фактически игнорируют специфику указанного вида деятельности. Прежде всего, стоит отметить, что для целей уплаты НДС необходима точная и однозначная квалификация объекта реализации (в качестве товара, услуги (работы) или имущественных прав). Положения НК РФ (ст. 38), содержащие общие определения указанных понятий, не всегда могут помочь на практике. Если вследствие заключения электронной сделки происходит физическая поставка товара (например, зарубежным поставщиком присылается книга резиденту), то проблем с уплатой налога меньше, поскольку в данном случае он взимается таможенными или иными уполномоченными органами.

При реализации программных продуктов и иных товаров в электронно-цифровой форме не всегда можно однозначно установить, что выступает предметом такой реализации либо товар, либо услуга (работа), либо имущественные права. Данные продукты могут передаваться и на материальном носителе, и посредством телекоммуникационных сетей. НК РФ прямо не предусматривает специальных правил квалификации для налоговых целей различных операций, совершаемых в сфере электронной коммерции.

Проблемы, связанные с уплатой НДС при передаче информационных (цифровых) продуктов, проявляются во внешнеторговых операциях. Так, при экспорте "обычных" товаров (имеющих физическую, материально-вещественную форму), а равно и цифровых продуктов на материальном носителе организация-экспортер вправе получить освобождение от НДС через применение механизма "нулевая ставка" (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Если поставка электронных товаров за пределы территории РФ выполняется по каналам связи (без таможенного оформления поставки), то данная операция может рассматриваться как предоставление услуг. Она не облагается налогом при соблюдении специальных требований, устанавливающих территориальность налогооблагаемых операций. Учитывая страновую специфику применения косвенных налогов, в данном случае может возникнуть двойное налогообложение.

При реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ правила применения НДС также допускают "изъятия" дискриминационного характера в отношении цифровых продуктов. Например, в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ Правительством РФ утвержден Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10% <1>. Этим же документом было установлено, что к таким изданиям не относятся периодические печатные издания и книжная продукция в электронном виде, распространяемые, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи (и, следовательно, при их реализации применяется общая ставка в размере 18%).

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 "О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов".

Дифференцированное налогообложение информационных продуктов в зависимости от формы их объективации и способа доставки имеет место и при их передаче из иностранного государства на таможенную территорию РФ. Так, если поставка в Россию товара в цифровой форме осуществляется на материальном носителе, то должны быть выполнены все таможенные формальности и произведена уплата таможенных платежей, включая НДС. При его передаче в электронном виде по каналам связи формально обязанностей по таможенному оформлению и уплате таможенных платежей не возникает.

Данная ситуация была разъяснена в одном из писем ФТС РФ <1>, согласно которому ввозом на территорию РФ или вывозом за ее пределы информационной продукции является перемещение информации на материальном носителе <2>. При этом, как указано в документе, "действующее законодательство Российской Федерации о таможенном деле не предусматривает таможенное оформление информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по электронным средствам связи". Далее формулируется следующий вывод: "Таким образом, таможенному оформлению подлежит не информация (компьютерная программа, мобильный контент), перемещаемая в сети Интернет при помощи оптико-волоконной связи или по каналам спутниковой связи, а перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации товар, содержащий указанную информацию, т.е. материальный носитель (лазерный диск, дискета, кассета и т.п.)".

--------------------------------

<1> Письмо ФТС РФ от 17.03.2006 N 15-14/8524 "О таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет".

<2> См. также: Постановление Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 2617/05 по делу N А55-7375/2004-30.

Налоговые органы квалифицируют реализацию программных продуктов, передаваемых по электронной почте (с доставкой посредством телекоммуникационных систем связи), именно как оказание услуг <1>. Такая позиция не всегда находит понимание и в ее адрес высказываются критические замечания. Достаточно распространенным является мнение, согласно которому предложенная квалификация налоговых органов не может быть принята, поскольку она основана на произвольном применении "двойных" стандартов, вследствие чего поставка цифрового продукта на материальном носителе рассматривается как обычная товарная операция, а передача его по каналам связи - как услуга. Трудно согласиться с мнением, что в любом случае операция с электронными товарами должна рассматриваться как реализация товара, хотя, как уже отмечалось, данная концепция широко применяется в США <2>.

--------------------------------

<1> См., например: письмо Управления МНС по г. Москве от 17.03.2000 N 15-08/9924.

<2> Подробнее см.: Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции: опыт зарубежных стран и России // Публично-правовые исследования: Ежегодник Центра публично-правовых исследований. М.: АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006. Т. 1. С. 456 - 458.

Представляется, что указанная позиция налоговых органов является вполне правомерной и учитывающей специфику электронных услуг и торговли, а также сложившуюся международную практику (поддерживаемую ЕС и ОЭСР). Противоречия, которые возникают на практике и приводят при совершении идентичных по экономическим целям операций к различным налоговым последствиям, проистекают из непоследовательности законодательного регулирования налогообложения электронных услуг. В итоге, к сожалению, это создает дискриминационные условия для развития высокотехнологичной сферы экономики и неблагоприятно отражается на развитии отечественных экономических субъектов.

НК РФ не предусматривает системного регулирования электронных услуг и торговли. Некоторые фрагменты такого регулирования если и могут быть выделены, то достаточно условно, по предметному признаку. В принципе выступая составной частью общих правил взимания НДС при реализации услуг и работ, они лишь избирательно, по отношению к отдельным операциям, допускают некоторые исключения. Так, в соответствии с подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) по разработке программ для ЭВМ и баз данных территория РФ не признается, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на российской территории <1>. Следовательно, в данном случае указанные работы (услуги) объектом обложения НДС не признаются <2>. Это положение весьма важно. Оно, учитывая имеющийся пока потенциал российских разработчиков программного обеспечения, создает для них равные конкурентные условия с зарубежными поставщиками и позволяет активизировать внешнеэкономическое направление их деятельности.

--------------------------------

<1> См. также: Постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N 13006/05 по делу N А40-16332/04-76-199.

<2> См. также: письмо Минфина РФ от 12.09.2007 N 03-07-08/255.

К сожалению, отсутствие комплексного и дифференцированного режима налогообложения электронных услуг и торговли заставляет применять к ним общие требования, что не всегда удачно с точки зрения экономических приоритетов. Например, достаточно распространенной и востребованной услугой является размещение на оборудовании (сервере), принадлежащем одной компании, веб-сайта или виртуального сервера в сети Интернет другой компании. Если такая услуга будет предоставлена российской организацией нерезиденту, то по общему правилу местом ее реализации должно признаваться место деятельности данной организации. В свою очередь, последним считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации на данной территории.

Таким образом, если поставщик услуги осуществляет деятельность на территории России, местом реализации указанных услуг также признается территория РФ, и такие услуги подлежат обложению НДС в Российской Федерации <1>. Трудно признать данный порядок логичным и отвечающим современным тенденциям регулирования НДС и потребностям национальной экономики.

--------------------------------

<1> См. также: письмо Минфина РФ от 10.04.2007 N 03-07-08/70.