Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
3.2 Mб
Скачать

2.3. Особенности налогообложения доходов

Работа ОЭСР по исследованию международной электронной коммерции и подготовке правил ее налогообложения охватывает практически весь спектр связанных с этим вопросов, не ограничиваясь лишь косвенными налогами. Использование прямых налогов в отношении международной экономической деятельности и действенность механизма устранения их многократности всегда были в центре внимания ОЭСР. Закономерно, что выявленные особенности применения данных налогов в сфере международных электронных услуг и торговли потребовали уточнения и модификации ранее разработанных правил <1>.

--------------------------------

<1> Рассматриваемые далее документы по вопросам применения прямых налогов см. на: www.oecd.org/taxation.

В целях реализации Оттавских рамочных условий налогообложения и изучения обложения налогами доходов от электронной коммерции Комитетом по налоговым вопросам ОЭСР была образована рабочая группа по налогу на прибыль организаций. Одним из первых результатов ее деятельности стал подготовленный к началу 2001 г. доклад, в котором были выделены четыре приоритетные задачи, связанные с прямыми налогами в сфере электронной коммерции:

- уточнение определения "постоянное представительство" при осуществлении международных операций в указанной сфере;

- определение подлежащей налогообложению доли прибыли в государстве постоянного представительства, возникающего у нерезидента вследствие использования на территории данного государства сервера и размещения на нем своего сайта для осуществления коммерческой деятельности в электронной форме;

- классификация различных типов платежей, осуществляемых в рамках электронной коммерции в качестве встречного вознаграждения за предоставленные услуги (продукты);

- определение возможностей и правил применения в сфере международных электронных услуг и торговли категории "место эффективного управления" для установления резидентства организаций.

Для решения названных задач к настоящему времени уже сформулированы предложения. Они не носят окончательного характера, могут изменяться и детализироваться (а фактически постоянно совершенствуются) и пока имеют разную форму формализации. Распространенной практикой, особенно на первых этапах работы, выступали публикации рабочих документов, обладающих, как правило, статусом рекомендаций. Например, рабочей группой по налогу на прибыль организаций был принят документ, касающийся методики выделения "зарубежной" доли прибыли постоянного представительства организации, оказывающей международные электронные услуги. Ряд решений, затрагивающих прямое налогообложение в сфере электронной коммерции, получил закрепление на более "высоком" уровне, в частности в комментариях к Типовой налоговой конвенции ОЭСР.

Одним из ключевых элементов регулирования налогов на доходы организаций является институт постоянного представительства, используемый для установления объема налоговых обязательств вследствие их деятельности на территории другой юрисдикции. Данный вопрос не утрачивает актуальности и в отношении компаний, занимающихся электронной торговлей <1>. В общем значении постоянным представительством признается офис или иное постоянное место деятельности иностранной компании, а также ее зависимый агент (лицо - резидент, заключающее сделки от ее имени). Для предприятий, связанных с электронной коммерцией, идентификация территориальной локализации их деятельности несколько затрудняется, поскольку может осуществляться через виртуальное присутствие. Это, соответственно, требует использования дополнительных критериев, отражающих характер данной деятельности <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее см., например: Мелешенко И.П. Применение принципов резидентства и источника дохода к налогообложению электронной коммерции // Юрист. 2007. N 10. С. 26 - 30; СПС "КонсультантПлюс".

<2> Подробнее см., например: Кастельская А.В. Применение концепций источника дохода и постоянного представительства при налогообложении электронной торговли // Внешнеторговое право. 2005. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

Симптоматично, что одним из первоочередных вопросов прямого налогообложения электронных услуг стало рассмотрение возможности признания постоянным представительством сервера, на котором находится веб-сайт, являющийся средством электронной коммерции. Решение было принято в 2000 г. в форме дополнений официальных комментариев к Типовой налоговой конвенции ОЭСР (которые потом неоднократно уточнялись). В соответствии с предложенной интерпретацией простое размещение веб-сайта компании-нерезидента на сервере в зарубежной стране не может рассматриваться как ее постоянное представительство на территории данного государства. Однако если в этой стране находится не только сервер, на котором размещен веб-сайт, но и специальное оборудование (программно-аппаратный комплекс, в том числе полностью автоматизированный, т.е. работающий без физического присутствия персонала), которое обеспечивает возможность выполнять функции электронного магазина, то считается, что это приводит к возникновению постоянного представительства.

Кроме того, указанные дополнения комментариев уточнили и правила квалификации деятельности организации, предоставляющей услуги веб-хостинга для электронного магазина. Такую деятельность предлагалось не рассматривать в качестве операций, совершаемых зависимым агентом владельца магазина, поскольку указанные организации не заключают сделок от имени последнего.

Объектный состав электронных услуг и торговли (информация, программное обеспечение, цифровые продукты и проч.) специфичен как с технической точки зрения, так и в плане юридического регулирования их оборота. Отношения поставщика и покупателя в процессе реализации часто регулируются не только гражданско-правовыми нормами об оказании услуг и передаче имущества, но и правилами охраны интеллектуальной собственности. Соответственно, полученные от реализации доходы не только могут быть "обычной" платой за оказанные услуги (переданное имущество), но и являться роялти. В случаях, когда законодательство предусматривает дифференцированный порядок налогообложения различных объектов (доходов от их реализации), требуется точная и единообразная квалификация операций в сфере международных электронных услуг и торговли. В противном случае может возникать многократное налогообложение либо несанкционированное освобождение от уплаты налогов.

Распространенной является классификация, основанная на квалификации видов доходов в зависимости от характера электронной услуги и объема переданных покупателю прав на цифровой продукт. Если передача последнего по каналам связи либо оказание электронной услуги осуществляются конечному потребителю для его собственных нужд, считается, что продавец получил обычную коммерческую прибыль, с которой обязан уплатить налог в общеустановленном порядке. Если целью сделки является предоставление покупателю электронного продукта права его дальнейшего распространения (в том числе и на коммерческой основе), то доход от такой сделки обычно рассматривается в качестве роялти, а налог с такого дохода взимается с продавца (удерживается выплачивающим его покупателем) <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции: опыт зарубежных стран и России // Публично-правовые исследования: Ежегодник Центра публично-правовых исследований. М.: АНО "Центр публично-правовых исследований", 2006. Т. 1. С. 448.

Важное значение в решении проблемы идентификации характера доходов, полученных вследствие совершения коммерческих операций в сетях международных электронных услуг и торговли, имел представленный в 2001 г. рабочей группой N 1 Комитета по налоговым вопросам ОЭСР отчет "Вопросы квалификации платежей для целей применения соглашений" <1>. В этом документе детально проанализированы различные виды и формы платежей, осуществляемых при ведении международной экономической деятельности в целом и электронной коммерции в частности. В отношении последней выделены типовые платежи, которые сгруппированы в 28 видов. Большинство из них предложено квалифицировать как обычный доход (прибыль) от предпринимательской деятельности (правила их налогообложения установлены ст. 7 Типовой налоговой конвенции ОЭСР), а 3 вида признать в качестве роялти (доходами от авторских прав и лицензий, предусмотренными ст. 12 данной Конвенции). К последним видам доходов отнесены платежи за предоставление доступа к контенту для его воспроизведения в целях распространения, за предоставление технической поддержки программного обеспечения, а также за получение необнародованной технической информации о товаре или процессе (например, производства).

--------------------------------

<1> Questions relatives a la classification des paiements dans le cadre des conventions. Un rapport du groupe de travail N 1 du Comite des affaires fiscales de l'OCDE. См. на: http://www.oecd.org/dataoecd/47/10/1923504.pdf (дата последнего посещения - 03.11.2008).