Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Звеков В.П. Коллизии законов в международном ча...doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

6. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву

480. Участие в международном гражданском обороте иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, обусловливает постановку вопроса о личном законе таких "квазисубъектных" образований, их государственной принадлежности.

481. Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается согласно ст. 1203 ГК РФ право страны, где эта организация учреждена. К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов (как они определяются в п. 2 и 6 ст. 3 ГК РФ) или существа отношения.

482. Статья 1203 ГК РФ восполняет пробел в отечественном коллизионном праве. В Основах 1991 г. не было коллизионного правила, позволявшего устанавливать статут иностранной организации, не являющейся юридическим лицом. Основы 1961 г. определяли гражданскую правоспособность иностранных предприятий и организаций, не ограничивая круг этих предприятий и организаций юридическими лицами, однако лишь в связи с совершением ими сделок по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям.

483. Высказано предложение внести изменения в положения, касающиеся личного закона юридического лица и личного закона иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, сформулировав вместо ст. 1202 и 1203 ГК РФ одну статью с заменой термина "юридическое лицо" на термин "организация". Вряд ли, однако, такая "реконструкция" упомянутых положений, являющихся органичной частью ГК, будет соответствовать содержанию и структуре его разд. 1 "Общие положения", включая гл. 4 о юридических лицах*(239).

Глава 9. Коллизионные вопросы вещных отношений

1. Коллизионное начало lex rei sitae

484. Правило "закон места нахождения вещи" (lex rei sitae) как начало, применяемое для решения коллизионных вопросов права собственности не только на недвижимое, но и, с некоторыми изъятиями, на движимое имущество, сложилось еще в XIX в. Если в условиях феодального общества сфера применения этого правила ограничивалась в основном земельными участками и связанными с ними сервитутами, то с развитием гражданского оборота, становлением и расширением рынка ценных бумаг оно вобрало "под свое крыло" и движимые вещи. Соответственно отторгался старый принцип "движимость следует за лицом". Утверждение lex rei sitae в качестве общей (для вопросов недвижимого и движимого имущества) коллизионной нормы, начавшееся в континентальном праве, затронуло в последующем и страны общего права*(240). Вместе с тем развитие в последние годы регулирования правоотношений, связанных с ценными бумагами, поднимает новые коллизионные вопросы, вызывающие особый интерес.

485. Д.И. Мейер, один из основоположников российской цивилистики, в своих знаменитых лекциях о русском гражданском праве, прочитанных полтораста лет тому назад, заметил: "Некоторые юристы полагают, что и юридические отношения по движимому имуществу должны определяться statuta personalia, и выражают свое воззрение как бы древней формулой: mobilia ossibus inhaerent. Но нет достаточного основания, по которому движимое имущество должно следовать другим определениям, чем недвижимое"*(241).

486. В ст. 1205 ГК РФ, как и в ст. 164 Основ 1991 г., "закону места нахождения вещи" придается значение исходного начала для решения коллизионных вопросов права собственности, будь то собственность на недвижимое или движимое имущество. Именно этому началу подчиняет ст. 1205 ГК РФ определение права, применимого к содержанию права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществлению и защите. Но в отличие от Основ и общее правило ст. 1205 ГК РФ, и рассчитанные на определенный круг отношений специальные нормы ст. 1206 и 1207 ГК РФ распространяются не только на право собственности, но и на иные вещные права. В соответствии с началом lex rei sitae решается и вопрос о принадлежности имущества к недвижимым или движимым вещам. Следует подчеркнуть: обращаясь к определению понятий "недвижимое имущество" и "движимое имущество", необходимо иметь в виду, что понятия, составляющие объем двусторонней коллизионной нормы, не совпадают с одноименными понятиями внутреннего материального права. Коллизионная норма "закон места нахождения вещи" не составляет исключения в ряду двусторонних коллизионных правил, допускающих отсылку к любому иностранному праву, с понятиями которого должны соотноситься понятия коллизионной нормы.

Понятие "иные вещные права" раскрывается в российском законодательстве на основе ст. 216 и некоторых других статей ГК РФ. В ст. 209 ГК РФ, посвященной содержанию права собственности, указывается на принадлежность собственнику прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом и, в частности, разрешается собственнику по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам (как они обозначены в ст. 3 Кодекса) и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Критерии отнесения имущества к недвижимости и ее виды определяются, если применимым признается российское право, в соответствии со ст. 130 ГК РФ.

487. Отечественная доктрина рассматривает гражданско-правовую защиту права собственности и иных вещных прав как совокупность гражданско-правовых способов (мер), которые применяются к нарушителям вещно-правовых отношений. К такого рода способам (мерам) принято относить не только специальные (предусмотренные гл. 20 ГК РФ), но и общие способы (меры) защиты гражданских прав. В гл. 20 речь идет о таких способах защиты права собственности, как иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск), иск об устранении всяких нарушений права собственности, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск), иск о защите интересов собственника в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности.

488. Отношение к "закону места нахождения вещи" как к общему для недвижимого и движимого имущества коллизионному началу сближает законодательство о международном частном праве многих стран. Соответствующей позиции придерживаются Модель ГК для стран СНГ и гражданские кодексы стран СНГ. Аналогичным образом определяется законодательство, применимое "к отношениям, вытекающим из права собственности", в Соглашении стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г.