Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Звеков В.П. Коллизии законов в международном ча...doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

5. Основной и субсидиарный статуты, отсылка к статуту, регулирующему иные частноправовые отношения

319. В практике МКАС нередки ситуации, когда основной статут частноправовых отношений образуют нормы Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., а в качестве субсидиарного статута соответствующих отношений выступает национальное право. Как предусмотрено в п. 2 ст. 7 Конвенции, вопросы, относящиеся к предмету регулирования Конвенции, если они прямо в ней не разрешены, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права, т.е. национальных коллизионных норм. В решении МКАС от 12 ноября 2004 г. по делу N 174/2003 по спору между российской организацией и венгерской фирмой отмечалось, что правила основного и субсидиарного статутов по вопросам, урегулированным основным статутом, не могут применяться одновременно. Когда основным статутом является упомянутая Конвенция 1980 г., нормы национального законодательства могут использоваться при разрешении споров только в случаях, прямо предусмотренных в п. 2 ст. 7 Конвенции*(150).

6. Статут и общие институты и понятия коллизионного права

320. Преодоление коллизионной проблемы неразрывно связано с обращением к общим институтам и понятиям коллизионного права. Трудно переоценить их значение и для формирования статута частноправовых отношений. Не будет преувеличением утверждение об исходной роли в этом процессе института квалификации юридических понятий коллизионной нормы (ст. 1187 ГК РФ).

Квалификация осуществляется на начальной стадии преодоления коллизии законов (решение так называемых скрытых коллизий) и позволяет, соотнося фактический состав конкретных отношений с соответствующими нормами той или иной правовой системы, выявлять коллизионную норму, посредством которой будет определено применимое право, а затем определять само это право, статут отношения.

321. Надлежащему формированию статута, основанного на нормах иностранного права, отвечают требования к установлению содержания его норм. Согласно ст. 1191 ГК РФ при применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве (по требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм иностранного права может быть возложено судом на стороны).

322. Институты взаимности, обратной отсылки, строго императивных норм, оговорки о публичном порядке, каждый по-своему взаимодействуя с коллизионными нормами, уточняют содержание и пределы действия статута соответствующего отношения.

7. Статут с точки зрения de lege ferenda

323. Отсутствие в России закона о международном частном праве, кодификация коллизионного законодательства на основе отраслевых (ГК РФ, СК РФ) и комплексных актов (КТМ РФ) не способствует формированию общих для частноправовых отношений статутов. Но с принятием такого закона возможность их становления может быть реализована. Это касается прежде всего личного закона физического лица и статута договора.

324. Так, ст. 1195-1999 ГК РФ, включенные в гл. 67 "Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц", определяют сферу действия личного закона физического лица, ограничивая ее, по понятным причинам, гражданско-правовыми отношениями. Раздел же VII СК РФ, используя коллизионные привязки к законодательству государства гражданства лица или государства его места жительства, о личном законе не упоминает. Между тем отечественная доктрина раскрывает содержание понятия "личный закон" в увязке с решением некоторых вопросов семейных отношений. Л.А. Лунц, перечисляя вопросы, которые доктрина международного частного права относит к области действия личного закона, называет, в частности, вопросы семейного права, и "в первую очередь вопросы внутренних условий брака и развода"*(151).

325. В рамках закона о международном частном праве представляется возможным обозначить сферу действия права, применимого к частноправовым договорным отношениям. Статут таких отношений мог бы учитывать, помимо соглашений о праве, применимом к гражданско-правовому договору (ст. 1210 ГК РФ и др.) и внедоговорным обязательствам (обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения - п. 3 ст. 1219, п. 1 ст. 1223 ГК РФ), также соглашения о применимом праве, которые могут быть заключены в области семейных отношений (брачный договор, соглашение об уплате алиментов) и трудовых отношений (трудовой договор).