Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Звеков В.П. Коллизии законов в международном ча...doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

§ 14. К истории коллизионного права

98. История коллизионного права моложе истории многих других отраслей права. Первые ее страницы, начинающиеся с суждений магистра Алдрика, с глоссы Аккурсия, обсуждавшей, можно ли судить в городе Модене по его статутам гражданина Болоньи, связаны своим происхождением с экономическим подъемом городов Средней и Северной Италии, с образованием здесь торгово-промышленных центров, формированием городских общин, каждая из которых следовала своему своду местных обычаев, именуемому статутом. Становление международного частного права, как начинающей обособляться, обретающей свои "крылья" области права и области правоведения, первые шаги в этом направлении - это поиск способов преодоления коллизии статутов, формирование коллизионных норм, а затем и коллизионного права.

Известный российский коллизионист М. Брун, автор очерков о конфликтном праве постглоссаторов (XIII-XV вв.) и теории статутов (XVI-XVIII вв.) писал, что наука международное частное право ведет свое начало от теории статутов*(86).

99. На начальном отрезке этого пути коллизии статутов вынуждали юристов искать способы их преодоления, обращаясь к главному авторитету - источникам римского права. Объяснение, истолкование текста источника принимало форму глоссы. Описание этого процесса Г. Берманом рисует запоминающуюся картину глоссирования текста источника римского права:

"Программа обучения в школе права XII в. состояла прежде всего в чтении текста Дигест. Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим (обычно взятым в аренду) рукописным же копиям и делали необходимые поправки. К этому занятию и применялся термин "лекция", означавший "чтение"...

Так как текст был очень труден, его приходилось объяснять. Таким образом, после чтения текста учитель глоссировал его, то есть растолковывал его слово за словом, строчка за строчкой (по-гречески glossa обозначает "язык" и "необычное слово"). Студенты записывали диктуемые учителем глоссы между строчками текста, более длинные заходили на поля. Скоро письменные глоссы приобрели почти такой же авторитет, как и сам глоссированный текст. Около 1250 г. "Glossa Ordinaria" Аккурсия стала общепринятой авторитетной работой по Дигестам вообще. За Аккурсием последовали "постглоссаторы", или "комментаторы", они комментировали текст и глоссы"*(87).

100. Имена выдающихся юристов - итальянцев Бартола и Бальда, французов Дюмулена и Д'Аржантрэ, голландцев Губера и И. Вута символизируют важные этапы в развитии европейской коллизионной мысли.

101. Терминами, обозначившими новую ветвь права, стали сначала "коллизионное право" (conflict of laws), а позднее - "международное частное право" (private international law, droit international prive, Internationales Privatrecht, diritto internazionale privato). Использование первого термина в доктрине стран общего права объясняется обращением к нему Губера, Стори, Дайси, Биля, а также Свода коллизионного права, подготовленного Американским институтом права.

Термин "международное частное право" впервые приведен членом Верховного суда США Д. Стори в его Комментариях к конфликтному праву (1834 г.).

Сравнивая термины "международное частное право" и "коллизионные нормы" и выдвигаемые против каждого из них возражения, М. Вольф пишет: "Поскольку, однако, оба названия употребляются повсюду и поскольку никто не нашел лучшего названия, то едва ли целесообразно уделять внимание этому чисто терминологическому вопросу"*(88).

102. В российской доктрине основы понимания коллизии законов и коллизионного права были заложены Н.П. Ивановым (первым российским ученым, обратившимся к термину "международное частное право" в вышедшей в 1865 г. работе "Основания частной международной юрисдикции"), Д.И. Мейером, К.И. Малышевым, Ф.Ф. Мартенсом и его учениками - А.А. Пиленко, Л.А. Шалландом, Б.Э. Нольде, А.Н. Мандельштамом.

Разделяя цивилистическую концепцию международного частного права, К.И. Малышев обратил особое внимание на проблему межобластных коллизий в России, создав "догму русского внутреннего коллизионного права"*(89).

Ф.Ф. Мартенс понимал международное частное право как "совокупность юридических норм, определяющих применение к данному правовому отношению заинтересованного лица, в области международных оборотов, права или закона отечественного или иностранного государства"*(90).

103. Как конфликтное, коллизионное определял международное частное право А.А. Пиленко. Обращаясь к понятию "системы частного международного права", он обосновывал необходимость ее построения "в соответствии с такими основными идеями, которые присущи конфликтному праву и только ему"*(91).

104. Пожалуй, наиболее известным сторонником коллизионной концепции международного частного права среди российских исследователей был М.И. Брун. Эта концепция находит выражение и в его очерке международного частного права, помещенном в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, и в принадлежащих ему "Очерках истории конфликтного права", и в написанном на закате жизни ученого "Введении в международное частное право". Но, поддерживая употребление термина "конфликтное право", М.И. Брун считал его особой ветвью публичного права.

105. С именем выдающегося российского коллизиониста Б.Э. Нольде ассоциируются слова "впервые в России": именно с ним связана первая попытка составить "свод русских коллизионных норм", именно он первым в российской науке международного частного права обратился к терминам "международный элемент" и "формула прикрепления". Придерживаясь взгляда на международное частное право как на право исключительно коллизионное, Б.Э. Нольде подчеркивал: "...правильнее говорить о праве коллизионном, нежели: о международном частном праве". Справедливым представляется замечание А.И. Абдуллина, который, проанализировав труды ученых дореволюционной России, в том числе по вопросам общей части международного частного права, понимания его природы и основных проблем, назвал Б.Э. Нольде подлинным создателем терминологического и методологического аппарата отечественной науки международного частного права*(92).